Похищение писателя Владимира Буковского
Писатель Владимир Буковский пропал после прохождения таможенного контроля в аэропорту «Домодедово», сообщил Граням.Ру журналист Александр Подрабинек.
В четверг в 15.00 Буковский должен был вылететь в Лондон. Подрабинек привез его в аэропорт на своей машине. По словам Подрабинека, когда после таможенного досмотра Буковский направился на паспортный контроль, за ним проследовали несколько сотрудников спецслужб. Подрабинек видел, что на паспортном контроле к Буковскому возникли вопросы и его увели.
Самолет «Трансаэро», на котором должен был лететь Буковский, приземлился в Лондоне около 19 ч по московскому времени. Он обещал позвонить Подрабинеку после прилета, однако до сих пор связаться с ним не удалось. В авиакомпании утверждают, что Буковский не явился на рейс, однако Подрабинек свидетельствует, что он прошел регистрацию.
Секретарь Буковского Павел Строилов также обеспокоен. По его словам, Буковский всегда звонил ему сразу по возвращении в Лондон.
Буковский прибыл в Москву в прошлую субботу для участия в съезде движения «Солидарность» и оргкомитете «Стратегии-31″. Он прилетел из Берлина вместе со Львом Пономаревым. У Буковского возникли сложности на паспортном контроле – пограничники утверждали, что компьютер не распознает его паспорт. По словам Подрабинека, все эти дни за Буковским велось плотное наружное наблюдение.
Владимир Буковский – бывший советский политзаключенный, проживающий в Лондоне. У него двойное гражданство. Инициативная группа выдвигала Буковского в президенты на выборах 2008 года, однако ЦИК не зарегистрировал его кандидатуру.
Владимир Буковский :
" Раньше ничего подобного во время моих приездов в Москву не случалось. А в этот раз, во-первых, за мной открыто следили — круглосуточно, две машины. Это просто как в 70-х. И меня два раза задержали в аэропорту, на паспортном контроле. Сначала при прилете продержали четыре часа — до пяти утра: якобы «не пробивался» мой паспорт через компьютер. И при отъезде вчера случилось то же самое. Ничего мне не объяснили, тянули ровно до отлета самолета. В результате самолет улетел без меня. Мелкая такая подлость.
Пришлось идти назад и покупать новый билет. В нормальных аэропортах билеты продаются внутри, а здесь нужно выходить. И они это знают, конечно. Вообще я первый и последний раз летал российской авиакомпанией. Насколько я понял, они — а это была компания «Трансаэро» — тесно сотрудничают с властями. Потому что обычно, если зарегистрированный пассажир задерживается, объявляют его фамилию по громкой связи. Они ничего не объявили: они заранее знали, что я не полечу. Я улетел British Airways.
Что это такое было? Думаю, это их способ дать понять, что меня здесь не хотят. И думаю, что это случилось не потому, что я пришел на суд Ходорковского, который, кстати, не состоялся. Или потому что я участвовал в заседании комитета «Стратегия-31», а также был на съезде движения «Солидарность». Не уверен, что это привязано к чему-то конкретному. Просто человек проявил какую-то активность, и ему дали понять, что он здесь нежелателен. Повлияет ли это на мои планы? Нет, конечно.
А уперлись они в российский паспорт. У меня не было долго русского паспорта, но в 90-х я был экспертом Конституционного суда по делу КПСС, и коммунисты тогда взбудоражились: к делу, говорили они, допущены «иностранцы». Команда Ельцина тогда быстро написала в комиссию по гражданству, и мне выдали в 92 году паспорт. Потом, в 93-м я хотел отказаться от всего этого, гражданства и паспорта, но не было процедуры отказа еще. Он у меня просто где-то валялся, я и забыл про него. А в 2007 году (Буковский тогда был выдвинут кандидатом в президенты России. — Прим. ред.) надо было ехать обязательно в Россию. По британскому паспорту меня не всегда пускали, часто не давали российскую визу, поэтому я решил ехать по российскому. Я его в общем продлил — кстати, без всяких проблем."
Александр Гольдфарб
Машина времени покатилась вспять...
Уехав из СССР в 75-году, я начал ездить обратно в 87-м, как только наступила перестройка. И каждый раз на въезде меня останавливали на паспортном контроле, держали часа полтора, а после выпускали в город в сопровождении "наружки". Это происходило не только со мной, но еще с несколькими представителями старой диссидентской "номенклатуры". Так продолжалось (я ездил туда раз десять) вплоть до 1991 года. Вместе с концом СССР изчез и этот черный список, а теперь вот снова появился. Welcome back to the U.S.S.R, Володя!