Шахматист Гарри Каспаров в данный момент - пожалуй, самый узнаваемый в мире представитель антипутинской оппозиции, пишет El Pais. "Потому-то он - один из наименее уязвимых противников российского президента. Другие оппоненты ранее оказались за решеткой или покинули страну", - замечает журналист Антонио Каньо. На прошлой неделе Каспаров вновь энергично осудил ситуацию с правами человека, выступая на Форуме свободы в Осло - мероприятии, сооснователем которого он является.
В интервью газете Каспаров заявил: "Россия завершает переход от диктатуры одной партии к диктатуре одного человека. Это плохая новость, но одновременно хорошая. Это агония, режим стал менее гибким".
Каспаров прогнозирует: "В ближайшие два-три года мы увидим массированный взрыв, но очень высокой ценой для страны". По его мнению, Путин будет держаться за власть до конца, а Россия "миновала фазу, в которой была возможна мирная передача власти".
О протестном движении оппозиционер сказал: "Оно продемонстрировало, что для режима ничего не значит мнение граждан, обнажило нелегитимный характер правительства Путина". Нынешняя цель протестного движения - "добиться по-настоящему массовых уличных манифестаций", добавил он. По мнению Каспарова, это единственный способ свергнуть режим, так как путем конституционного процесса Путин не отдаст власть.
По мнению Каспарова, все диктаторы - Путин, режим чавистов в Венесуэле, Иран, КНДР, Сирия - поддерживают друг друга. Но это не возрождение советской империи: "все держится на деньгах и власти, не на идеологии".
О российско-американских отношениях он сказал: "Путин должен развеивать тревоги российского чиновничества, которое, возможно, опасается, что его интересы в Европе и США отстаиваются плохо. Путин пытается вести переговоры с США, чтобы ограничить эффект дела Магнитского". Но в реальности интересы абсолютно не совпадают: "мы заинтересованы в снижении цен на нефть, Путин - в их росте".
Как Каспаров оценивает курс Обамы на диалог? "75 лет назад мир пытался задобрить Гитлера, а сегодня пробует тот же курс в отношении Путина. Нельзя вести переговоры с диктаторами", - ответил Каспаров.
Источник: El Pais