С кем останется власть, если таких людей, как Сергей Гуриев, будут выдавливать из страны?
Один из лучших российских экономистов и организаторов экономической науки Сергей Гуриев подал в отставку с поста ректора Российской экономической школы (РЭШ) и отказался претендовать на место в наблюдательном совете Сбербанка. Пока Гуриев находится в Париже, где живет его семья и работает супруга, блестящий экономист Екатерина Журавская, профессор РЭШ и Парижской экономической школы. Ввиду того, что к нему есть претензии Следственного комитета, возможно, в связи с участием Гуриева в общественной экспертизе дела ЮКОСа, трудно прогнозировать возвращение экономиста в Россию. «Новой газете» он подтвердил, что претензии к нему лично есть, но от подробных комментариев отказался.
Раньше первоклассных экспертов не слушали, хотя позволяли им стирать подошвы о белодомовский паркет и кремлевские ковры (и наоборот). Теперь, судя по всему, их будут профилактировать и преследовать. Это начало погрузки живого товара на философский пароход.
Путинский режим оформился: он выжигает дотла вокруг себя все, что даже лишь намеками указывает на его несостоятельность. Да, это самоубийственный путь, но движение одноколейное. Как говорили во времена советской власти: «мы встали на этот путь и с него не свернем». Даже если шпалы в Северомуйском тоннеле ведут в никуда…
Кстати, о советской власти. Она поступала ровно так же. Выдавливала и сажала все живое и мыслящее, ставя перед людьми все ту же дилемму: посадка или высылка из страны. Лучшие писатели, лучшие ученые, лучшие специалисты. Результат известен. Власть осталась в трагическом одиночестве — как товарищ Сталин или как коллективно умиравшее Политбюро в позднесоветские времена. СССР погиб не только из-за высокой цены нефти, ставшей низкой, не только из-за чрезмерной милитаризации экономики — он морально и интеллектуально обанкротился. Нынешняя власть как раз и идет именно к моральному (обман во всем — от фальсифицированных выборов до липовых диссертаций представителей истеблишмента) и интеллектуальному (отказ от услуг лучших из лучших профессионалов) банкротству.
Судя по всему, ситуация зрела давно. Еще 20 мая бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин написал в своем твиттере: «Спешите купить книги Сергея Гуриева, пока они продаются». Что-то знал…
В принципе, это скандал международного масштаба. И не только потому, что он встает в один ряд со всей линейкой резонирующих в мире российских кошмаров – от дела Pussy Riot до Болотного дела, от антисиротского закона до закона об «иностранных агентах», от диссертационных скандалов до давления на Минобрнауки. Но и потому, что современная economics, как и любая наука, впрочем, не имеет национальности — она интернациональна. И преследование Гуриева — мощнейший удар по науке: Россия лишает себя репутации в этой области гуманитарного знания. Не удивлюсь, если следующими под ударом или диким давлением окажутся другие работавшие на власть по-настоящему профессиональные структуры — ВШЭ или Академия народного хозяйства. А самого Гуриева объявят «иностранным агентом», потому что у него жена работает в Париже.
Дальнейшее развитие событий многое прояснит: Гуриев был в высокой степени близок Дмитрию Медведеву, особенно в начале его правления, и если премьер-министр не сможет за него заступиться, если экономическое сообщество, знающее цену Гуриеву, не проявит солидарность, — значит, и в самом деле лучшим ученым надо готовиться к эмиграции, а каким-нибудь «православной социологии» или «чекистской экономике» к торжеству.
Стране от этого точно легче не станет. Она уверенными шагами движется в третий мир.
Оригинал Андрей Колесников
обозреватель «Новой»