Лидеры парламентской оппозиции считают голосование в Верховной Раде в четверг, 16 января, нелегитимным и расценивают это свержением конституционного строя Украины и захват власти в стране
Большинство в составе Партии регионов, КПУ и части внефракционных вместе с другими законами поддержало усиление защиты судей и работников правоохранительных органов, а также более жесткие ограничения на проведение массовых акций.
Теперь движение в автоколоннах с более чем 5 авто без согласования с МВД наказываются штрафом от сорока до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение права управления транспортными средствами на 1-2 года с изъятием транспортного средства.
Кроме того, участие в массовых акциях "в маске, шлеме или с использованием других средств или способов маскировки" влечет наложение штрафа или админареста.
Установление во время акций "малых архитектурных форм" без разрешения МВД будет наказываться похожим образом .
Клевета (умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица), распространяемая в Интернете, "наказывается штрафом от пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов , или исправительными работами на срок до одного года".
За блокирование зданий, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и объединений граждан, могут наказывать тюрьмой сроком до пяти лет.
За незаконный сбор, хранение или распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственников или членов семьи, а также оскорбление или оказания давления на судью теперь можно получить штраф от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов или два года тюрьмы.
Максимальная санкция за аналогичные действия в отношении работника правоохранительного органа, его родственников и семьи - арест на срок до шести месяцев.
Также Рада приняла законы "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за совершение административных правонарушений во время проведения футбольных матчей" (№ 3837) и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за совершение административных правонарушений в обеспечение безопасности дорожного движения зарегистрированных в автоматическом режиме (№ 3855) .
Отметим, оппозиционные депутаты отобрали часть карточек депутатов большинства, поэтому большинство в Раде начало голосовать поднятием рук.
Принятие в Раде законопроекта 3879 превращает Украину в страну с лукашенковским или путинским уровнем гражданских прав
Еще несколько недель назад Верховная Рада казалась единственной площадкой, на которой могли бы быть найдены пути для выхода из политического противостояния в стране. Высказывались предположения, что в парламенте может появиться новое ситуативное большинство, способное выработать приемлемые для всех решения, сформировать новое правительство и даже вернуться к редакции Конституции, существовавшей до 2010 года.
Однако сегодня произошло нечто совершенно противоположное - именно парламент стал главным орудием нагнетания конфронтации в стране. И утверждать, что все дело в необходимости срочного принятия бюджета, без которого невозможно завести в страну и распилить между участниками концессии миллиарды российского облигационного кредита, было бы большим преувеличением.
Главным содержанием сегодняшнего сессионного дня был даже не бюджет, а "ручное" принятие законов и поправок (проект 3879), которые должны остановить протестное движение и узаконить расправы над его участниками. Если посмотреть на эти законы и поправки внимательнее, мы увидим, что это даже не сиюминутные решения, связанные исключительно с Майданом. Это продуманная тактика, направленная на превращение Украины в путинскую Россию или лукашенковскую Беларусь. Потому что решение ввести статус "иностранных агентов" для организаций, финансирующихся из-за границы - это, конечно, Путин с его маниакальным желанием уничтожить все, что не контролирует Кремль. А запрет на передвижение колонной более пяти автомобилей - это, конечно, Лукашенко с его страхом даже перед молчаливыми прогулками граждан.
Опустим пока вопрос о том, насколько реалистично исполнение подобных законов в стране, где на массовые протестные акции могут выйти миллионы людей. Важно, зачем вообще понадобилось принятие решений, которые вовлекают власть уже не в политическую, а в уголовно-правовую конфронтацию с этими миллионами. Законодательство имеет смысл и эффективно только тогда, когда признается большинством граждан того или иного государства. Но когда такой акцептации нет, законодательство быстро превращается в беззаконие. Именно поэтому трибуналы против авторитарных правителей и их пособников во многих странах мира обвиняли фигурантов процессов не в нарушении действовавшего тогда законодательства, а в принятии законов, нарушавших права большинства граждан. Именно на этот путь сегодня встало большинство украинского парламента - а это дорога в неизвестность.
Теперь существует несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Первый - это обострение гражданского противостояния, усиление акций протеста и конфронтации между властью и обществом. В этом случае никакой закон вообще не будет действовать, а будет работать право сильного. Второй - это запугивание граждан, силовой разгон Майдана, установление диктатуры на период до нового социального и политического взрыва. И этот взрыв будет куда сильнее и опаснее для будущего Украинского государства, чем нынешний мирный протест. И, наконец, третий, к которому я постоянно призываю и в который уже и сам не верю - поиск политического компромисса и возврат в правовое поле. С каждым днем этот третий вариант становится все более недостижимым хотя бы уже потому, что власть не просто отходит от этого правового поля все дальше и дальше, но и старается перекроить его под себя в соответствии со своими представлениями о комфорте и спокойствии.
Сегодняшние действия власти в парламенте - это как раз отражение ее представления о комфорте. Довольные аплодируют, недовольные дрожат и боятся, никакой оппозиции нет, никакого Майдана нет, никакого Автомайдана нет, никакой Европы нет, никаких Соединенных Штатов тоже нет. Есть лишь президент, пользующийся всей полнотой власти, его окружение, которое зарабатывает, парламент, который штампует законы, спущенные из администрации, правительство, которое распределяет оставшиеся после "распила" деньги среди пенсионеров и бюджетников, Россия, которая оплачивает этот банкет. И все. Больше ничего не нужно. А кому нужно - тому статья.
Непонятно только, куда из этого представления о комфорте деть реальный мир - с другой Украиной, Майданом и теми миллионами, которые выходили на площадь.
Виталий Портников, журналист
Оригинал
Тем временем в Рашке:
Депутаты от всех четырех фракций Госдумы внесли на рассмотрение палаты пакет из трех законопроектов, направленных на ужесточение антитеррористического законодательства. Первый расширяет полномочия ФСБ. Второй вводит контроль над электронными платежами. Третий фактически устанавливает контроль над интернетом.
Как напомнил "Ведомостям" главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов, ФСБ уже получила широкие полномочия на время Олимпиады в Сочи. Теперь же оправдываются опасения, что они сохранятся за спецслужбой и после Игр, причем будут распространены на всю страну.
Ирина Яровая сказала "Интерфаксу", что в Уголовный кодекс вносятся изменения: ужесточится ответственность, появятся дополнительные составы преступлений, связанных с терроризмом, будут обозначены новые, отягчающие вину обстоятельства.
Ряд юристов настроены скептически. В уголовное право вводятся двойные стандарты, а это расшатывает всю систему правосудия, прокомментировал "Ведомостям" адвокат Владимир Жеребенков, назвавший происходящее "полицейским государством". Качество расследования очень низкое, нет никаких гарантий, что под обвинение не подпадут невинные люди, считает он. Кроме того, следователи часто вменяют террористические статьи просто потому, что им так удобнее, добавил Жеребенков, напомнив, что за терроризм среди прочего осудили пожизненно бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева. Но какой из него террорист, недоумевает адвокат.
Контроль над электронными платежами
Второй законопроект вводит дополнительные меры, связанные с противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Сегодня существуют так называемые неперсонифицированные электронные платежи, возможности которых и предлагается ограничить, сказала Ирина Яровая. В частности, общая сумма средств, переводимых с одного такого платежа (например, через "Яндекс-кошелек") не сможет превышать одну тысячу рублей в один календарный день и 15 тысяч рублей в течение календарного месяца. Сейчас анонимно электронный кошелек можно пополнить на 40 тысяч рублей в месяц, а разовый платеж не может превышать 15 тысяч.
Контроль над интернетом
Третий блок поправок посвящен надзору за обменом информацией в телекоммуникационных сетях. В частности, физические и юридические лица будут обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности по организации распространения информации и обмена данными между пользователями интернета.
Также прописывается, что если организация, предоставляющая услуги связи, находится за границей, а пользователь - в России, то местом оказания услуг связи является территория РФ. Иными словами, иностранные организации, предоставляющие информационные ресурсы на территории России, также будут обязаны полгода хранить данные о приеме, передаче, доставке, обработке различной электронной информации и делиться ею с силовиками по их требованию.
Сейчас хранить три года информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах, должны операторы связи, органы ФСБ и МВД имеют удаленный доступ к этой информации, пояснила "Ведомостям" замдиректора юридического департамента Ru-center Регина Полякова. Источник в крупной интернет-компании высказал мнение, что закон может существенно усложнить жизнь небольших сайтов.