Сегодня в Сочи начнутся XXII Олимпийские зимние игры – самые дорогие и, по мнению экологов, самые разрушительные за всю историю олимпийского движения. Спортивный праздник, традиционно радостный и вызывающий гордость за свою страну, на этот раз оказался поводом для грусти: олимпийское строительство обошлось Сочи и его окрестностям беспрецедентным числом экологических нарушений.
Сводки с олимпийского фронта
Выводы экологов неутешительны: возведение спортивных объектов и инфраструктуры в ходе олимпийской стройки привело к уничтожению великолепных субтропических ландшафтов, разрушило уникальную сочинскую природу.
«Стройка, обошедшая россиянам в 50 млрд долларов (без учета стоимости самого проведения Игр), пронеслась по Сочи, как цунами», – констатирует сайт Экологической Вахты по Северному Кавказу. – «Была изуродована река Мзымта, уничтожены тысячи гектаров последних на европейском континенте девственных лесов ([…] вырублен единственный в России массив лапины крылоплодной), закатаны в бетон уникальные колхидские болота в Имеретинской низменности – бывшая ключевая орнитологическая территория России; навсегда изуродованы окрестности Красной Поляны: склоны окрестных гор со сведенным лесом превратились в поставщика грязи для реки Мзымты, в благодатное место для эрозии, оползней и селей».
Серьезно пострадал от нашествия «олимпийцев» Сочинский национальный парк. По сведениям Экологической Вахты по Северному Кавказу, к началу Олимпиады из него «загадочным образом исчезли целых два лесных квартала общей площадью 75 га». Именно на этой особо охраняемой природной территории возведено большинство спортивных объектов, в результате чего уничтожены около 2000 га уникальных горных лесов, которые мало где сохранились. Вырубка лесов, являвшихся средой обитания для многих видов растений и животных, естественным образом привела к сокращению биологического разнообразия края...
Нанесен удар и по экосистеме реки Мзымта, которая еще недавно могла похвастатьсянерестилищем черноморского лосося, занесенного в Красную книгу: над руслом многострадальной речки теперь проходит по эстакадам скоростная трасса Сочи–Красная Поляна.
Вместо природы – стройплощадка
Издание «Профиль» ссылается на слова Александра Валова, главного редактора Интернет-портала «БлогСочи», о том, что «из-за строительства Олимпийского парка сильно пострадал поселок Мирный, расположенный в непосредственной близости от олимпийских объектов». Сооружения строили на болотистой почве и, чтобы создать прочное основание, насыпали большой слой грунта, что стало препятствием для естественного стока воды.
Изувечен оказался и Парк южных культур в Адлере, где были собраны субтропические и тропические растения почти со всего света. «Рядом с парком построили бетонный завод», – цитирует «Профиль» Валова, – «а по платановой аллее ездили самосвалы и миксеры с бетоном». В результате все вокруг было залито бетоном; несколько платанов пришлось спилить.
Оценивая суммарный вред, нанесенный вмешательством «стройки века» в экологию края,руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин с горечью отметил в комментарии Радио Свобода, что «олимпийская стройка серьезно разрушила экосистему всего Восточного Причерноморья России».
А активист ЭкоВахты по Северному Кавказу Евгений Витишко, преследуемый властями за экологическую правозащитную деятельность,сделал вывод о том, что «подготовка к проведению Игр 2014 года в Сочи в корне противоречит зафиксированному в Олимпийской Хартии требованию ответственного подхода к проблемам охраны окружающей среды».
После Олимпиады – хоть потоп
Витишко, уже на протяжении нескольких лет защищающий природу северного Кавказа от агрессивного вмешательства строителей, сообщил в интервью «Беллоне» (на англ. яз.) о наличии у него документального подтверждения того, что ни один олимпийский объект не проходил экологическую экспертизу. Общественные слушания по строительству спортивных сооружений и инфраструктуры также не проводились.
Поэтому Витишко считает вложенные, по официальным данным, в стройку 300 млрд рублей пустой тратой средств: в ближайшие годы, говорит эколог, подавляющее большинство стадионов и катков станут непригодны для использования – они построены на землях с высокой сейсмической нестабильностью.
Проблема еще и в том, продолжил Витишко в разговоре с «Беллоной», что спонсорская доля Газпрома в Олимпиаде громадна, и все построенное после окончания Игр останется в его собственности. По мнению эколога, содержание объектов будет находиться в прямой зависимости от цен на нефть и газ: цены упадут, и стимулы тратить деньги на поддержание объектов в порядке исчезнут. Со временем они «придут в упадок, создавая еще больше проблем для региона», – предсказывает активист ЭкоВахты.
Для самого Витишко активная работа с экологическими проблемами края – и в последние два года борьба с экологическими нарушениями в ходе олимпийской стройки – обернулись продолжающимися преследованиями со стороны властей. В декабре прошлого года городской суд Туапсе заменил реальным лишением свободы условный срок, на который Витишко был осужден по обвинению в порче незаконно установленного забора в ходе акции против захвата земель лесного фонда и части побережья Черного моря. А в минувший понедельник экологу был назначен административный арест на 15 суток по обвинению в мелком хулиганстве.
В ЭкоВахте решение об отправке эколога в колонию рассматривают «не иначе, как «олимпийскую» репрессию в отношении одного из […] активистов [организации], который активно занимался экологическими проблемами, порожденными подготовкой к сочинским олимпийским играм».
Отходы отравляют реки
Огромной проблемой для Сочи стал вывоз строительного мусора. Хотя в Заявочной Книге – документе, в котором подробно изложена концепция Олимпийских игр «Сочи-2014» – зафиксированы обязательства по 100-процентной утилизации бытовых отходов, их в больших количествах транспортировали за пределы города.
Строительный бытовой мусор с олимпийских строек вывозили в близлежащие деревни, такие как, например, Голицыно и Ахштырь. Груды хлама сбрасывали прямо на обочины дорог. Активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу зафиксировали 1500 несанкционированных свалок вокруг Сочи.
Как сообщает сайт ЭкоВахты по Северному Кавказу, в результате образования стихийных свалок началось «катастрофическое загрязнение сточными водами реки Дзыхра и расположенного на ней водохранилища, что привело к массовой гибели рыбы». Жалобы в Росприроднадзор повлекли «смехотворное наказание» – приостановку работы свалки на 10 дней.
Незаконный сброс отходов также привел к необратимому загрязнению реки Мзымта, снабжающей пресной водой Сочи.
Груды строительного мусора у Каменского карьера в Адлерском районе Сочи, конец января 2014 года. Фото: Чарльз Диггес/ «Беллона».
Откуда щебенка?
В конце января жители села Хлебороб рассказали «Беллоне» (на англ. яз.), что два года назад в их селе появилась тяжелая техника, и в 30 метрах от их калитки началось строительство карьера. Разрешительных документов на разработку карьера строители не предоставили. За короткое время тихое местечко превратилось в место незаконной добычи щебня. Красивейшая долина – раскурочена, ценные виды деревьев – уничтожены. Так, исчез самшит колхидский, занесенный в Красную книгу и вырастающий за 100 лет всего на 5 метров.
Ситуация, когда в заповедных зонах национального парка разрабатываются щебеночные карьеры, в Сочи не редкость, отмечают в ЭкоВахте по Северному Кавказу. Делается это под прикрытием олимпийской стройки, а власти остаются равнодушны к жалобам местного населения.
Разруха в головах властей
Неслучайно координатор ЭкоВахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха в комментариях Голосу Америки назвал предстоящую Олимпиаду Играми «на костях природы». По убеждению эколога, это «самая разрушительная Олимпиада для окружающей среды за всю историю Олимпийского движения, что прямо противоречит Олимпийской хартии».
Возмущает Рудомаху и то, с каким рвением государственные органы преследуют экологических активистов в преддверии Олимпиады. «[…] критика Олимпиады воспринимается у нас в стране как антигосударственная деятельность», – сказал Рудомаха, – «хотя, по сути, антигосударственной деятельностью является сама безумная идея проведения Зимних Игр в субтропиках».
А тем временем остатки сочинской природы, еще не затронутой активной хозяйственной деятельностью человека, продолжают жить своей жизнью – в начале февраля появилась информация о том, что из-за теплых температур в Кавказском заповеднике расцвел первый подснежник…
Карьер для добычи щебенки в селе Хлебороб, на территории Сочинского национального парка – появившийся, как рассказывают жители, под прикрытием подготовки к Олимпиаде и даже не имеющий отношения к строительству объектов – был вырыт буквально в десятках метров от близлежащего жилья. Часть бесценной самшитовой рощи была безвозвратно потеряна. Фото: Мария Каминская для «Беллоны».
Пишет Лия Вандышева из экологической организации "Беллонга"