Об этом молчала советская пропаганда, молчит или создаёт фейки и российская. Мало кто знает, но в июне 1941 г. в Литве началось восстание против оккупационного режима Москвы, заставившее советских "дедов" бежать из балтийской страны.
Как восстала Литва
Об этом мало кому известно, об этом молчала советская пропаганда, об этом молчит и создаёт фейки современная российская пропаганда, но первый месяц лета 1941 года - это не только начало войны между союзниками - Германией и СССР, но и время, когда сразилась за свою свободу Литва, а очень многим из советских оккупантам пришлось пожалеть, что своим сапогом они ступили на литовскую землю.
22 июня 1941 г. по всей Литве начались массовые вооружённые восстания против советского оккупационного режима, возглавленное членами Фронта литовских активистов (Lietuvos Aktyvistų Frontas).
Советизация Литвы, аресты и ссылки тысяч жителей в Сибирь, оставили страшные воспоминания и стали, катализатором и спусковым курком восстания. Тысячи литовцев ужаснулись нечеловеческой жестокости "освободителей", на своей шкуре прочувствовав, что такое советский режим Москвы.
По данным современных литовских историков всего в восстании приняло участие около 100 000 человек (из которых более 20 000--активных партизан). Повстанцы, сформировав «отряды самообороны», брали под свой контроль железные дороги, мосты, центры связи, склады продовольствия и снаряжения, а также занимали оставленные советскими войсками населённые пункты, расправляясь с оккупантами и их прислугой.
Вот как это было.
Первым организованное восстание началось в Каунасе уже в 10 утра активисты начали боевые действия. К вечеру 22 июня, в Каунасе повстанцы контролировали Президентский дворец, почту, телефон и телеграф, радиостанции. Управление телефоном позволило повстанцам отключить все известные номера советских учреждений и просто коммунистов и разговаривать друг с другом без паролей или кодов. Радиостанция была выведена из строя лояльными большевикам сотрудниками, но уже в ночь с 22 июня по 23 починена механика из гаража медицинской скорой помощи.
Утром 23 июня в эфире Каунасского радио лидер повстанцев Леонас Пруоленис объявил о восстановлении Независимого Литовского государства и формировании Временного правительства Литвы (также был объявлен состав членов правительства). В первом выпуске повстанческой газеты «Свобода» по радио было опубликовано заявление о восстановлении независимости:
"Сформированное Временное правительство возрожденной Литвы объявляет о восстановлении свободного и независимого Литовского государства. Против чистой совести всего мира молодое Литовское государство с энтузиазмом обещает внести свой вклад в организацию Европы на новой основе. Литовский народ, терзаемый жестоким террором большевизма, полон решимости строить свое будущее на основе национального единства и социальной справедливости".
Трансляция повторялась несколько раз на литовском, немецком и французском языках.
Премьер-министром нового правительства стал профессор филологии Каунасского университета Юозас Амбразявичюс (Juozas Ambrazevičius-Brazaitis).
Утром 23 июня 1941 года, повстанцы захватили районы Шанчяй, Панемуне и Вилиямполе. Теперь вооруженные повстанцы конралировали почти весь город. Вилиямпольский мост через реку Нерис получил особое внимание от повстанцев, как они ожидали что по нему немцы войдут в город этот мост. Он был заминирован и охранялся 40-ка красноармейцами при трех бронемашинах. Но внезапным ударом повстанцам удалось захватить его целым. Мосты через реку Неман преждевременно разрушили отступающих в панике солдаты РККА. Это заставило подразделения Красной Армии отступающие из Сувалкии обойти Каунас и, возможно, спасло повстанцев в городе. В районе металлургического завода в Шанчяй повстанцы организовали оборону, чтобы остановить русских солдат пытающихся форсировать Неман на лодках и построить понтонный мост. Во время этих боев около 100 повстанцев были убиты, 100 советских солдат (в том числе несколько офицеров) были взяты в плен, захвачено много оружия, в том числе три танка, однако, никто не знал, как управлять ими. Другие группы повстанцев захватили полицейские участки, магазины, склады и пытались восстановить общий порядок в городе. Повстанцы спешно организовали свою собственную полицию и освободили около 2000 политических заключенных.
24 июня 1941 года, танковым частях Красной Армии в Йонаве (30 км северо-восточнее Каунаса) было приказано вернуть Каунас. Танки были разбомблены самолетами люфтваффе по дороге и не добраться до города. Первые немецкие разведчики, лейтенант Флохт и четыре рядовых, вступил в Каунас 24 июня и нашли его в дружеских руках. Через день основные силы немцев вошли в город без сопротивления фактически парадным строем. После года пережитого ужаса терять литовцам было уже нечего, а многие видели в немцах освободителей.
Всего в Каунасе в восстании приняло участие около 6000 повстанцев, спонтанно организованных в 26 групп. Наиболее крупные отряды насчитывали 200-250 человек. Всего литовские потери в Каунасе оцениваются в 200 убитых и 150 раненых.
Восстание в Вильнюсе.
Восстание в городе началось 23 июня в 15:00 когда повстанцы захватили казармы на ул. Катюшкос 234-ого и 259-ого стрелковые полки 29-ого корпуса РККА. Восставших здесь возглавил прапорщик Й.Григалюнас. Через несколько часов восстали солдаты 306 пионерского батальона (казарма на ул. Траку в Старом городе) и военной школы на ул. Антакальне. Уже 23 июня повстанцы в Вильнюсе почти без боев захватили почтовые и милицейские отделение , радиостанции, и другие учреждения, и водрузили флаг Литвы на башне Гедиминас--символе столицы.
В Вильнюсе был сформирован самостоятельный Гражданский комитет Вильнюсского уезда и города (Vilniaus miesto ir srities piliečių komitetas) во главе с профессором права Вильнюсского университета Стасисом Жакявичюсом (Stasys Zakevicius).
24 июня германские войска вошли в захваченный литовскими повстанцами Вильнюс.
Восстание в воинских частях РККА.
29-ый Литовский территориальный стрелковый корпус РККА, был сформирован летом 1940 года, сразу после окончания процесса аннексии Литвы оккупантами и образования так называемой Литовской ССР.
Сразу после начала восстания, в нём начались убийства командиров не литовцев и массовое дезертирство. Подавляющее большинство солдат корпуса примкнула к повстанцам просто перебив комиссаров и нелитовских офицеров:
Из 16 000 с частями Красной армии отступили только 2000 человек.
Так из 184-ой стрелковой дивизии корпуса, дислоцированной вблизи Варены (50 км юго-западнее Вильнюса) 23 июня воспользовавшись хаосом среди русских офицеров, дезертировало более 4500 насильно рекрутированных в свои ряды оккупантами литовцев, которые организовано собрались в Вильнюсе. Только 745 солдат 184-й стрелковой дивизии прибыл в Россию.
179-я стрелковая дивизия корпуса получила приказ отступить из Побраде и Швенченеляй (около 50 км северо-восточнее Вильнюса) к Пскову. 27 июня когда подразделения пересекли литовскую границу, солдаты взбунтовались. По крайней мере, 120 человек были убиты в результате перестрелки, когда комиссары попробовали остановить дезертирство. От 1500 до 2000 солдат (из 6000) из 179-й стрелковой дивизии достигли Родины. Где, как они надеялись, из этих дезертиров должны были сформировать ядро новой литовской армии.
Восстание в других районах Литвы.
Бои с частями Красной Армии и коммунистическими активистами происходили не только в Каунасе, но и в Вильнюсе, и по всей стране.
Фактически вся Литва за исключением Алитуса и Шауляй была сначала освобождена от большевиков литовскими повстанцами и лишь затем оккупирована немецкими войсками.
Литовские борцы за свободу с возросшей общей численностью около 100 тысяч человек брали под контроль стратегически важные объекты и целые города, нападали на отступающие подразделения Красной армии, убивали советских активистов и вешали коллаборантов. В боевых действиях против оккупантов брали участие даже подростки, что множило на ноль всю советскую пропаганду о якобы добровольном вхождении Литвы в состав Советского Союза.
Повстанцам почти везде не хватало оружия и боеприпасов, основной способ получения оружия было разоружить сдавшихся советских солдат. Наиболее активны повстанцы в провинции было в районах Швенчениса, Мажейкяй, Паневежиса и Утена.
26 июня советские войска оставили Паневежис и в тот же день были вытеснены германскими войсками с территории Литвы. В боях с частями Красной армии литовские повстанцы потеряли убитыми до 2500 человек.
После восстания.
Как только Красная Армия была выбита со всей территории Литвы, 27 июня немцы приступили к разоружению повстанцев. Тем не менее, некоторые местные учреждения (полиция, различные комитеты) де-факто, установленные повстанцами были легализованы позже нацистами и де-юре.
Уже 25 июня в Берлине гестапо арестовало главу созданного в Германии в октябре 1940 г. Фронта литовских активистов – бывшего посла Литвы в Германии Казиса Шкирпу (Kazys Škirpa). До 1944 г. он находился под домашним арестом.
27 июня все радиостанции Литвы были включены в радиосеть «Третьего рейха».
2 июля 1941 г. Временное правительство Литвы аннулировало все правовые акты, принятые с 15 июня 1940 г., и объявило, что все воссозданные учреждения и службы должны работать на основании законов Литовской республики, принятых до 15 июня 1940 г.
28 июля германские военные комендатуры в Литве передали свои полномочия германской гражданской оккупационной администрации.
В тот же день Литва была включена в рейх комиссариат «Остланд» (Reichskommissariat Ostland) в качестве генерального округа «Литва» (Generalkommissariat Litauen). Генеральный округ «Литва» возглавлял доктор философии и бывший руководитель секции торговли и промыслов Германского трудового фронта (Deutsche Arbeitsfront) германского министерства по делам восточных территорий генеральный комиссар Теодор Адриан фон Рентельн (Theodor Adrian von Renteln). Его резиденция располагалась в Каунасе.
Литовскую администрацию генерального округа «Литва» возглавил бывший генерал-лейтенант литовской армии Пятрас Кубилюнас (Petras Kubiliūnas).
30 июля Гражданский комитет Вильнюсского уезда и города издал положение о том, что на территории уезда действуют законы, принятые до 15 июня 1940 г., «если они не противоречат порядкам военного времени».
5 августа 1941 г. Временное правительство Литвы было распущено германскими оккупационными властями. Изданные им законы были аннулированы – в частности, не признавались его акты, отменяющие национализацию земли, а также распускающие колхозы и совхозы. С улиц городов были убраны литовские государственные флаги.
3 сентября 1941 г. германские оккупационные власти распустили Гражданский комитет Вильнюсского уезда.
В октябре 1941 г. бывшие члены Временного правительства Литвы сформировали подпольную организацию Литовский фронт (Lietuvių frontas), которая ставила своей целью восстановление литовской государственности. В состав Фронта вошли 10 000 человек. Во главе организации встал бывший премьер-министр Временного правительства Литвы Юозас Амбразявичюс. В военизированные отряды Кястус вступили 6000 бывших офицеров литовской армии.
В ноябре 1941 г. германские оккупационные власти сформировали Почётный комитет (Garbės komitetas), куда вошли ректоры литовских университетов, известные деятели культуры, главы католической, протестантской и православной общин Литвы. Комитет исполнял консультативно-совещательные функции при германской администрации.
.
17 декабря 1941 г. под руководством Литовского фронта была создана подпольная Литовская освободительная армия (Lietuvos laisvės armija), которая не предпринимала активных действий против германских властей и вермахта, а поставила своей задачей укрепление своей организации и накопление сил для дальнейшей борьбы за независимость Литвы.
7 марта 1942 германские власти позволили сформировать литовские органы самоуправления, которые выполняли функции местного администрирования, охраны порядка, управления учреждениями образования и здравоохранения, а также уголовного судопроизводства и организации снабжения германских войск. Литовские суды были не в праве разбирать уголовные дела, касающиеся немцев, и решать вопросы по статьям УК, где наказание превышало бы шесть лет лишения свободы.
Впереди была оккупация немецкая. Более гуманная, но все-таки оккупация. Советские каратели вернутся в 1944-м. А свою независимость Литва выберет лишь в 1991-м.
На фото - памятник погибшим повстанцам на их могилах в Обеляй. Память о настоящих героях литовского народа.
И в заключение, без комментариев, просто вкратце покажу то, как подает это событие уже современная российская пропаганда.
Внуки оказались достойны своих дедов-оккупантов. Империя не имеет права проигрывать, любое национально-освободительное движение для неё - страшный сон, подлость - главная скрепа, а ложь - основное оружие.