«Воду и еду нам не давали двое суток» — солдат, отказавшийся воевать
Российских военных, которые отказались воевать в Украине, держат в заключении в Луганской области, избивают и заставляют вернуться на фронт. The Insider удалось выяснить имена тех, кто отвечал за издевательства в центре для отказников: это представители Минобороны России — полковник Олег Нечипоренко и майор Сергей Туманов. Охраняли отказников бойцы ЧВК Вагнера. Также к The Insider попал список имен 17 солдат, содержащихся в одном из подобных центров. Адвокат Илья Новиков рассказал, как стоит действовать родственникам военнослужащих в сложившейся ситуации.
В России зародилось Движение сознательных отказников. Тех кто отказывается воевать в последние время так рекордно много, что они начинают собираться в организации и юридически отстаивать свое право не воевать.
Несколько дней мы занимаемся историей «специальной тюрьмы» или «лагеря» в городе Брянка. Там держат солдат-отказников. Причем и тех, кто только приехал на фронт, и тех, кто уже успел принять участие в боевых действиях. Известно, что таких военнослужащих более двухсот. Сейчас The Insider на постоянной связи с солдатами, находящимися в «лагере», и с родственниками, которые поехали их вызволять. Сегодня ночью родные отказников приехали в Луганскую область, чтобы уже буквально физически вытащить своих детей из плена.
Российских военных, отказавшихся воевать в Украине, держат в заложниках и избивают. Отказников «ломают» ЧВК Вагнера и Минобороны РФ
Российских военных, которые отказались воевать в Украине, держат в заключении в Луганской области, избивают и заставляют вернуться на фронт. «Ломают» людей бойцы ЧВК Вагнера и представители Минобороны РФ — полковник Нечипоренко и подполковник Туманов. Об этом The Insider рассказал один из военных, которому удалось выбраться из заключения. В то же время, как сообщал The Insider отец одного из отказников-контрактников, российское военное руководство отрицает свою причастность к происходящему в Брянке, заявляя, что контрактников удерживают луганские военные.
По словам военного, которому удалось сбежать, отказников в «спеццентре» Брянки минимум 130 человек — это то количество, которое находилось в заключении постоянно, однако людей продолжают увозить обратно на фронт и привозить новых. The Insider публиковал информацию о 17 из них.
Отказников сперва переправили в Брянку, где они находились около недели, затем переправили в Красный Луч, оба населенных пункта находятся в Луганской области на территории так называемой ЛНР. По словам военного, в Брянку отказников привезли под конвоем военной полиции из Харьковской области. Военный пробыл на фронте 2,5 месяца и написал рапорт об увольнении, однако ему не дали ход.
«Нас обещали вывезти в Россию, но привезли в эту Брянку, там мы находились под охраной частной военной компании. С нами проводили беседы люди из Министерства обороны — полковник Нечипоренко и подполковник Туманов, который проходит службу в российской военной полиции, третий майор был без шевронов и фамилий. Они уговаривали продолжить воевать, но уже в других частях. Те, кто отказывался, отправлялись в СИЗО в тот же день. Нас грузили по 5–10 человек в КАМАЗ в сопровождении трех людей из частной военной компании и увозили в неизвестном направлении».
После этого на 3–4 дня связь с людьми пропадала, говорит собеседник. Те, с кем потом удавалось связаться, рассказывали, что их «ломали» морально и физически: не кормили, не давали воду в течение двух суток. Некоторые не выдерживали и их опять отправляли на передовую, кто не соглашался — еще два дня сидел в заключении, после чего их отправляли работать на склады.
«Я видел тех, кого увозили уже на складах, синие руки, ноги, спина, то есть их там били, пытались всеми возможными методами склонить к выполнению специальной военной операции. Со мной тоже проводили беседы, угрожали уголовным делом за дезертирство, говорили, что мы будем сидеть здесь, «пока не закончится», — рассказал военный.
Тех, кого удавалось «сломать», приставляли к бойцам ЧВК Вагнера и отправляли на передовую, говорит собеседник. О том, что это именно та самая военная компания, отказнику проболтался один из частников, он же пытался склонить отказников присоединиться к бригаде, в которой состоят «вагнеровцы». С теми, кто уехал дальше воевать после избиений, связи больше не было, говорит военный.
Среди тех, кого держат фактически в заключении, есть и контрактники. Отец одного из них рассказал The Insider, что после трех месяцев службы российским контрактникам обещали отпуск и возможность отказаться от участия в боевых действиях. Когда они написали отказные, их задержали и отвезли в ту самую Брянку Луганской области. Уже больше месяца их держат под стражей.
Стали известны имена 17 российских отказников, которых насильно удерживают в заброшенной луганской колонии
The Insider стала известна часть имен российских военных, которые насильно удерживаются в поселке Красный Луч в старой луганской колонии ИК-19 после отказа воевать в Украине. В фактическом заключении на принудительных работах и под обстрелом ВСУ находятся минимум 17 человек — это только те, чьи имена удалось выяснить. Самому старшему — 33 года, большинству — 20-26 лет. Всего же там может удерживаться 133 человека. Их пытаются вызволить родители, которые приехали в Луганскую область добиваться освобождения и объяснений — на каких основаниях отказники удерживаются.
Имена в списке удерживаемых отказников:
Величко Евгений Юрьевич, 26.09.1998
Беззабара Виталий Евгеньевич, 16.11.1997
Тадыжеков Всеслав Эдуардович, 22.06.1990 ГАГУ, Горно-Алтайск
Кочетков Максим Александрович, 02.03.2002
Дубровский Максим Юрьевич, 25.04.1989
Салахов Игорь Александрович, 07.03.2003
Михновец Родион Русланович, 27.04.2000
Лушнов Константин Александрович, 08.08.1994
Лоскутов Егор Александрович, 08.06.2001
Иванов Ярослав Николаевич, 22.09.2001
Дарич Николай Евгеньевич, 04.06.2001
Полежай Максим Андреевич, 15.09.1993
Носырев Евгений Александрович, 02.07.2000
Мухамадиев Наурызбай Армиянович, 21.03.1996
Нурмамедов Марат Русланович, 03.03.1992
Шалудкин Александр Викторович, 22.11.2001
Мочалов Павел Александрович 31.05.1990
В соцсетях удалось найти информацию о некоторых из них.
Военных, отказавшихся воевать в Украине, отправляют в специальный центр для «отказников» в Брянке Луганской области. Группа родственников и родителей этих солдат приехала к администрации центра, чтобы выяснить основания для их задержания, однако до сих пор люди не могут получить никаких ответов. В разговоре с The Insider одна из них — Анна (имя изменено) — рассказала о происходящем.
«Там происходит полная задница: родители штурмуют администрацию, детей не выводят, имена и фамилии не говорят. Майор Туманов <по словам Анны, речь о „майоре ЛДНР“ — The Insider> удерживает детей, администрация закрыла двери и никого не пускают. Родители стоят, просят дать основания, почему их детей задерживают, а они не дают оснований никаких.
Это очень тяжело, родители умоляют и просят позвонить, а им не дают. [Родственники] говорят: „Вы же прокурор Российской Федерации! Помогите! Почему вы так боитесь майора Туманова, что не даете даже не даете увидеться и позвонить детям?“ Даже украинцы так не делают! Украинских солдат жены посещают, деньги им передают, а над нашими солдатами идет полное издевательство. Я уже не знаю, куда звонить, уже звонила в Москву.
Мы боимся, что их там поубивают, что отправят на горячую точку либо я не знаю что».
Также The Insider удалось связаться с одним из «отказников», который был на территории центра. По его словам, Туманов, о котором рассказывают родственники, находится в звании подполковника. Он рассказал, что на месте их заставляли работать, а сейчас часть людей перевезли в город Красный Луч, где они попали под обстрел ВСУ:
«Вчера отправили нас с ребятами на рабочку, работали с 11 утра до 11 вечера, покормили всего 1 раз. Когда садились отдыхать, летели угрозы типа: „Давайте быстрее, если через 30 минут не выгрузите боеприпасы, мы с вами будем по-другому разговаривать“. Работаем непонятно на кого. Ни одного человека не было в форме Минобороны. После мы переехали на новое место. Бывшую зону в Красном Луче. <Расстояние между Брянкой и Красным Лучом составляет 64 км — The Insider.> Как приехали, попали под массированный огонь HIMARS. Они стерли с лица земли местную столовую. Не чувствую себя в безопасности, а нас продолжают тут удерживать».
21 июля стало известно, что российских военных, отказавшихся воевать в Украине, отправляют в специальный центр для «отказников» в Брянке Луганской области. The Insider поговорил с одним из них, прибывшим в Брянку 22 июля. Иван (имя изменено) написал рапорт об отказе от участия в войне по моральной неготовности. До того как оказаться в Брянке, он провел на войне три месяца. В Брянке же военным сообщают, что им необходимо пройти через две беседы — с психологом и с командирами, которые будут решать, что делать с «отказником».
Еще один собеседник The Insider — отец одного из «отказников» — рассказал, что после трех месяцев службы российским контрактникам обещали отпуск и возможность отказаться от участия в боевых действиях. Однако, когда они решили покинуть Украину, написав отказные, их задержали и отвезли в Брянку, где уже больше месяца держат под стражей. Он рассказал, что контрактников содержат в ужасных условиях: «Какие-то ямы, пытки и тому подобное. Это говорят люди, которые оттуда приезжают».
https://www.youtube.com/watch?v=dEkNOqEIGSI
Сотни семей пропавших военных потребовали от Путина найти их близких. Рост недовольства может изменить планы Кремля по Украине
Более ста российских семей написали обращение к президенту России Владимиру Путину с требованием найти их родственников, которые ушли на войну в Украине, и включить в список военнопленных. Сейчас они числятся как пропавшие без вести, а поэтому работа по поиску не ведется, пишут родственники. Об этом сообщает «Север.Реалии», в распоряжении издания имеется копия письма. Авторы обращения пишут, что в ответ на просьбы дать хоть какую-то информацию о родных им присылают разные отписки и сведения: одни министерства и ведомства говорят, что родные живы, другие — что пропали без вести или погибли.
«Министерство обороны РФ более пяти месяцев блокирует изменение статуса военнослужащих независимо от постоянно меняющихся у них сведений. Родственникам приходится искать факты и доказывать самим, что их сын, муж в плену (погиб), — так по всей стране. Уполномоченные органы плохо ведут работу, помощи от командиров воинских частей нет», — говорится в письме. Его подписали 106 человек — по одной подписи от семей, которые не могут найти родственников.
Журналисты издания поговорили с некоторыми подписавшими письмо. Одна из авторов письма — Анна Данилова, которая хочет вернуть своего 47-летнего супруга Александра. Она рассказала, что муж, уезжая, сказал — едет в командировку на учения. 3 апреля украинская сторона сообщила, что он убит. В части ей сразу ответили, что муж жив, а на следующий день — что сгорел и забирать нечего. В то же время украинские военные теперь говорят, что он жив, и обещают показать видео. На фоне происходящего у Анны случился микроинсульт, она говорит, заикаясь.
Все более громкий голос родственников военных, которые, несмотря на страх репрессий, наконец начали требовать ответов, может повлиять на политику Кремля, считает политолог Аббас Галлямов.
«Любое общественное давление, достигнув определенной силы, способно поменять планы Кремля, — отметил политолог в разговоре с The Insider. — Власти понимают, что протестные настроения растут и провоцировать усиление последних не отвечает их интересам, поэтому после того, как недовольство по конкретному вопросу превышает порог допустимого, они перестают игнорировать недовольных и начинают маневрировать. Во многих случаях — от Голунова до Шиеса — они отступают. Так что всё в руках самих граждан; всё зависит от того, сумеют ли они объединить усилия и громко заявить о себе».