Елена из Северодонецка: Война, эвакуация, оккупанты и окно в Россию

Sievierodonetsk

Северодонецк 2022 - работа путинских орков

" Мы даже не представляли, как счастливы были на своей украинской Луганщине ", - вспоминает Елена - обычная домохозяйка из Северодонецка, которая всегда поражала друзей и знакомых невероятной коллекцией роз, создавшей на собственной даче на берегу Северского Донца.

Упрямое нежелание старушки свекрови покидать родной дом в охваченном боями Рубежном привело к тому, что Елена с мужем и его мамой вынуждены были выживать без света, газа, воды и связи в городе, который разрушался прямо на их глазах.

О мгновенностях выживания в зоне активных боевых действий, изнурительных поисках возможностей для эвакуации, поддержке украинских военных, встрече с оккупантами и прорубленном в туалете рубижанского дома "окно в Россию" – об этом Елена рассказала "Украинской правде. Жизнь", рассказывая о своем непростом пути в Хмельницкую область.

Sievierodonetsk
Северодонецк 2022 - работа путинских орков

"Доживем ли до утра?". История семьи из Северодонецка, которая с 90-летней мамой спасалась от войны

"Мы даже не представляли, как счастливы были на своей украинской Луганщине"

Елена со своим мужем более 30 лет жили в Северодонецке. Обычная семья. Средний класс. Квартира, машина, дача.

Сын уже взрослый, имеет свою семью, бизнес и живет по отдельности. Человек работает. А Елена в последнее время посвятила себя дому. Она из тех, для кого обычная домашняя работа – своеобразное искусство. Если уборка – то до блеска; если глажка – то чтобы без складки; если приготовление пищи – то, чтобы вкусно, красиво и хотелось добавки.

Было у Елены и настоящее восхищение, от воспоминаний о котором загораются у нее глаза и дрожит голос. Это ее цветы. Вокруг дачного домика на берегу Северского Донца Елена создала свой цветочный мир.

Более 50 кустов роз разных оттенков, 25 видов хризантем, очень много лилий, тюльпанов, астр.

Елена вспоминает:

"Каждый день у меня зацветал новый цветок. Соседи воспринимали мой цветник как своеобразную фотозону и специально приходили фотографироваться на фоне этой красоты".

Ждала Елена и весной 2022 года. Еще осенью она взорвала новые сорта роз. Мечтала, как будет любоваться насыщенно красными махровыми цветами сорта "Кордула" и представляла, как на солнце будут играть оттенки абрикосовой плетистой "Польки".

"Польку" Елена уже пыталась высаживать в прошлые годы, но она никак не хотела приживаться. Женщина планировала творить красоту не только на своем дворе, но и передавать свои цветы для высадки в городских скверах, чтобы ими смогли любоваться больше людей. Также семья начинала планировать потихоньку и небольшую поездку в Ригу, где когда-то учился муж Елены и остались приятели, с которыми не виделись много лет.

Но утро 24 февраля сломал все планы. Елена – типичная "сова" и обычно она долго не ложилась, читая иногда до трех ночи. А утром наоборот могла позволить поспать чуть подольше. Но не в то утро, когда ее разбудил мужчина с криком: "Все!" и известием о том, что разбомбили Северодонецкий аэропорт.

Первые мысли были о том, что нужно быстро собирать вещи и куда-то уезжать. Но останавливало то, что у мужчины в соседнем Рубежном жила мама, которой уже больше 90 лет и едва передвигается с двумя палками.


Елена с мужем

"Я никуда не уеду"

У семьи в Рубежном было здание с современным ремонтом и небольшим флигелем рядом. Именно в том флигеле и жила Оленина свекровь, где для нее создали условия, полностью отвечающие потребностям старушки – обустроили удобный туалет, установили душевую кабинку, приспособили мебель, сделали кухоньку, постоянно наполняли холодильник едой, которую нужно было только подогреть. То есть все сделали так, чтобы бабушка могла удобно и безопасно курсировать своим нехитрым ежедневным маршрутом. Но все эти условия были созданы для мирной жизни. И Елена с мужем прекрасно понимали, что во время войны старушки сами не выжить.

Первая ночь полномасштабного вторжения прошла в непростых раздумьях – что делать дальше? Или везти бабушку к себе в Северодонецк? Или всем вместе искать убежище в каком-нибудь бомбоубежище? Или отправляться на Хмельнитчину, откуда Елена родом, и где жили многочисленные родственники?

Утром решили – сначала забрать старую, а потом уже окончательно спланировать дальнейший маршрут. Наспех собрали необходимые вещи, прихватили с собой кота и двинулись к Рубежному. Поехала с ними также Оленина подружка, которая говорила, что готова бежать за машиной, чтобы не оставаться самой в содрогающемся от взрывов городе.

Но в Рубежном их ждал категорический отказ старой женщины покидать свой привычный дом. Не помогали ни уговоры, ни угрозы. Бездействовали никакие аргументы.

Читайте также:  Вербовка зэков на войну: Путинский бандит Пригожин собирает пушечное мясо

Бабушка упорно повторяла только одну фразу: "Я никуда не уеду". А дальше – мужчина сказал, что он не оставит маму саму. Елена сказала, что не оставит мужчину; Елена подруга сказала, что не оставит Елену. Да они все и остались. Чтобы пережить, как выяснится позже, одни из самых страшных дней в своей жизни.

"Куриные яйца не надо брать, когда вокруг рвутся снаряды"

Елена с мужем и подругой разместились в большем доме, а мама была рядом во флигеле. Запустили паровое отопление, начали постепенно налаживать быт, обживаться на новом месте.

Тогда еще рядом с домом работал магазинчик, в котором каждое утро можно было приобрести какие-то продукты.

Елена грустно улыбается и рассказывает: "Теперь я точно знаю, что куриные яйца не надо брать, когда вокруг рвутся снаряды".

Все яйца, которые они купили, подрались от одного прилета.

"А вот банки с консервацией оказались более крепкими и способными "пережить" обстрелы", - добавляет женщина.

Пригодился достаточно дорогой сыр, который в том магазине никто не брал, а для них он стал настоящей находкой.

Достаточно быстро начались проблемы с водоснабжением. Водопровод был перебит и вода исчезла. Выручило то, что тогда был еще снег.

"Муж взялся топить снег и собирать полученную воду в бидон. Но совсем скоро из-за взрывов на находившемся совсем рядом картонно-тарном комбинате произошел пожар. И весь двор был засыпан горелой бумагой. Снег от гари стал черным и непригодным для получения воды" , – рассказывает Елена.

К счастью, к тому моменту они уже немного запаслись водой. Также примерно в то же время снаряд попал в местную электростанцию, из-за чего в доме исчез свет. Но тогда еще оставался аккумулятор в машине.

Именно он на время стал единственной возможностью заряжать телефоны и фонарики. Муж Елены никому не отказывал. Телефоны заряжали все соседи. И потому аккумулятора долго не хватило.

Он полностью разрядился. И семья фактически осталась без транспорта. Хотя до этого была надежда, что машина не подведет, если отъезд станет единственным выходом для спасения.

Дом разрушен. Кота ранена. Елена жива

Однажды утром мужчина Елены с соседкой пошли в магазин – посмотреть, что там еще есть из продуктов, и попытаться зарядить телефоны от генератора. В это время начался сильный обстрел.

Елена не очень хотела идти во флигель, где семья обустроила импровизированное бомбоубежище в погребе. К тому времени у женщины уже появилась определенная привычка к постоянным обстрелам и Елена думала, что сможет переждать обстрел в доме, расположившись в коридоре. Но подружка эмоционально настояла на том, что лучше укрыться.

Елена перестала спорить, и женщины перебежали во флигель и спустились в хранилище. Мужчина с соседкой еще не успели далеко отойти от дома, когда раздался ужасный свист.

Человек оглянулся, и на его глазах снаряд прилетел прямо в дом. Бросив все, он бежал в дом, будучи уверенным, что Елена осталась там. Весь белый он заскочил во двор и уже там услышал голос выжившей чудом жены.

Дом был полуразрушен. В нем стало невозможно жить. Выключив котел и забрав оставшиеся продукты, Елена с мужем и подругой переселились во флигель к бабушке.

Елена рассказывает: "Я с подругой разместилась в коридоре размером метр на два. Муж устроился рядом в кресле. Бабушка, находясь в стрессовом состоянии, не в полной мере понимала, кто эти все люди и почему они приперлись жить к ее флигелю".

Иногда старушка даже не понимала, живы ли это люди, или какие-то призраки. Приблизительно в то же время произошла беда и с вывезенным из Северодонецка котом.

Он и раньше уже был травмирован из-за попавшего под обстрел. А в тот несчастный день снаряд попал прямо в соседский дом. Ударной волной на здании снесло крышу и осколки разлетелись вокруг. Повыбивало все окна во флигеле. А одним осколком ранило кота. Его парализовало. Он перестал становиться на кавычки и не мог даже контролировать поход в туалет.


Кот Елены, оставшийся в Северодонецке

Неудачная попытка эвакуации

Все время семья пыталась найти возможность уехать. Иногда казалось, что выход найден.

Елена узнала, что один из местных депутатов организовал эвакуацию из Рубежного. За 2 тысячи гривен он вывозил желающих в Днепр, а на обратном пути привозил гуманитарку. Именно с ним муж Елены договорился о помощи.

Читайте также:  Война 08.08.08: Документальные фильмы / Вторжение в Грузию

"Планировалось, что я, муж, подруга и бабушка доберемся вечером до автобазы, где размещался эвакуационный автобус, переночуем там, а потом утром - кто-то "дернет" нашу машину, чтобы ее завести, и мы сможем уехать" , - вспоминает Елена.

Соседка даже дала им временно аккумулятор, чтобы доехать до места сбора. Поначалу все шло по плану. Они добрались до этой автобазы и разместились там в холодном помещении, выложенном изразцом и похожем на актовый зал.

Укутавшись в одеяла и пытаясь согреть друг друга, они дождались утра. Наутро Рубежное снова накрыло сильными обстрелами. Человек, обещавший помочь – отказался. Им предложили оставить машину и садиться в автобус. Но было очевидно, что старушка не высидит в том автобусе. Она куда-то постоянно рвется, ее нужно удерживать.

К тому же бабушка точно не выдержала бы длинную дорогу без туалета. Поэтому Елена с мужем посадили подружку в автобус на Днепр, а сами с бабушкой вернулись в свой флигель.

"Здесь что-то летает"

В этот же день очередной снаряд попал в соседнюю избу. Для соседей это стало последней каплей, и они решили бросить все и бежать из зоны боевых действий.

В последний момент соседи через забор бросили Елене ключи и посоветовали перебираться к ним в погреб, который был немного безопаснее. По крайней мере, к нему не нужно было спускаться по лестнице, как к погребу во флигеле.

Окон в доме, где жила семья, давно не было. Елена заслонила окна скатертями, что немного спасало от холода, но совсем не спасало от пуль.

"Однажды мы с мужем были на кухне, что-то готовили на ужин . – рассказывает Елена. – Начался очередной бой и безумный шар прорвал скатерть, пролетел прямо между нами, разбил дверь в туалете и застрял в бачке".

Это был не единственный случай, когда пули вроде бы прицельно целили в их туалет. Видимо, стрелявшему казалось, что именно здесь находился какой-то сверхважный стратегический военный объект. Однажды обстрел произошел именно тогда, когда бабушка была в туалете.

"Здесь что-то летает" , – кричала старушка, глядя на разбитые стены.

"Это вам окно в Россию прорубили"

Елена уверена, что зря говорят, что снаряд в одну воронку дважды не прилетает. При очередном обстреле загорелся полуразрушенный большой дом. В любой момент огонь мог опрокинуться на флигель и разрушить его.

Муж Елены под обстрелом бросился к емкости, где накапливалась вода для полива огорода летом. Он ведрами набирал воду и пытался тушить пожар. Елена плакала, кричала и умоляла мужчину прятаться. Ей казалось, что его могут застрелить в любой момент, поскольку выстрелы не прекращались.

Он не повиновался. Становился на колени, вытаскивал веревкой ведро воды, переливал в другое ведро и снова упорно поливал дом. Благодаря этим сверхусилиям произошло чудо – огонь вдруг отступил.

С каждым днем ​​выживать становилось труднее. Газ бывал с перебоями – иногда горел, иногда – нет. Свет так и не восстановился. Но было спасительное масло, из которого Елена наделала светильников. Она говорит: "Теперь я точно знаю, что бутылки украинского подсолнечного масла хватает на изготовление светильников, которые будут единственным источником света две недели".

Елена рассказывает об еще одном случае, когда смерть прошла совсем рядом. Во время очередного обстрела Елена с мужем снова скрывались в подвале. Бабушку устроили в коридоре за железной дверью. Но старый человек, не понимая, что происходит, переполз в свою комнату, где стояли шкаф, кровать и комод.

Снаряд попал прямо в ту стену, у которой стоял шкаф. Шкаф упал на кровать. Через минуту до этого старушка поднялась к комоду. Это его и спасло.

Бабушка даже не поняла, что же оно произошло. Заглядывая в дыру, оставшуюся от попадания неразорвавшегося снаряда, старушка спросила у невестки: "Что это такое?".

"Это вам окно в Россию прорубили" , – ответила Елена.

Доживем ли до утра?

Со временем семья окончательно перешла жить в соседский дом. Она была более уцелела, чем жилье. Переезд прошел после страшного ночного боя, который семья Елены пережила, сидя в подвале.

Елена говорит, что в ту ночь она молилась о украинских защитниках и о том, чтобы навсегда не остаться под завалами, если не выдержат стены дома.

В ту ночь Елена с мужем говорили о таких вещах, о которых молчали долгие годы. Они даже выяснили, что прежняя ревность, портившая их жизнь, была на самом деле безосновательной. Супруги, по сути, прощались друг с другом, потому что не знали, встретят ли они вместе рассвет.

Читайте также:  Новое террор-шоу путина в Крыму: Скоро на экранах "Мочить в сортире 2016"

Иногда Елену накрывало отчаяние. Казалось, выхода нет. Связи с окружающим миром почти не было. При этом бои шли все ближе и поближе.

Уже было непонятно, кто контролирует город. И наступил тот день, когда в дом, где скрывалась Елена с семьей, пришли русские. Они попали в засаду и искали, где спрятаться. Это было утром.

Российские военные выбили дверь и вошли в дом. Елена успела прямо на себе, под одеждой, спрятать украинский флаг, который был с ней с 2014 года.

"Мы пришли с миром", – сказал Елене российский военный.

Женщина говорит, что не знает, куда девался страх, и спросила: "С миром? Вы нас пришли увольнять? Освобождать от домов, работы, учебы, мирной жизни? Это и есть Ваш мир?".

Российские солдаты поняли, что в этом доме их скрывать не будут. Они развернулись и побежали дальше.

"Видимо пули на нас пожалели, потому что им самим отстреливаться нужно было" , - добавляет Елена.


Цветы, которые выращивала Елена

Спасательная встреча с украинскими военными

Все время Елена с мужем упорно искали возможность уехать. Было осознание, что судьба уже столько раз спасала их, что каждый последующий случай мог стать последним. Когда наступало недолгое затишье между боями, Елена с мужем ходили по разрушенным и брошенным соседским дворам, стремясь найти хотя бы тачку, чтобы попытаться довезти бабушку до места эвакуации.

Ничего не находилось. Но однажды во время такой вылазки они познакомились с украинскими военными. У Елены даже меняется голос, когда она говорит:

"Каким красавцем, словно сошедшим с картины, показался мне тот украинский военный".

Тогда снова произошли сильные обстрелы, и военные спрятали Елену с мужем в том доме, где жили временно сами. Там они и подружились. Хотелось чем-то отблагодарить за защиту, поэтому Елена с мужем пытались угостить защитников кофе или компотом.

"В начале знакомства я сама напивала напитки, чтобы ребята не боялись, что их могут отравить" , – рассказывает женщина.

Украинские военные сразу сказали, что будут искать возможность вывезти их. Но возможности долго не было. Бои становились все более тяжелыми, и надежды оставалось все меньше. И все же однажды, примерно в 11 утра, к остаткам ворот подъехала машина с уже знакомыми лицами. Быстро собрались, втащили в машину бабушку, передали больного кота оставшимся соседям, потому что в его состоянии дорогу бы он не выдержал, и двинулись в сторону Северодонецка.

"Я просто хочу домой"

На следующий день Елена, муж и бабушка выехали с помощью одной из христианских церквей в Славянск. Затем последовал непростой путь на запад страны. Автобусы, дизели, поезда, снова автобусы. Все это в толпе измученных нервных людей, бегущих от войны. Все это со старухой на руках, которая совершенно не понимала, что происходит вокруг и часто вела себя, как маленький ребенок. Но они проделали этот путь.

Сейчас Елена, ее муж и его мама живут на Хмельнитчине. Они поселились в доме умершей тети Елены.

Елена как может создает на новом месте уют и комфорт. У них снова вкусные пирожки с вишней на завтрак.

"Муж, как и дома, сейчас может съесть десяток моих пирожков", - хвастается Елена.

Но им и сейчас непросто. Бабушка до сих пор не понимает, зачем ее сорвали с насиженного места и вывезли куда-нибудь, где все для нее чужое. В сознании старушки все перепуталось. Ей кажется, что где-то на железнодорожном вокзале ее ждет ее мама. И она к ней рвется, пытается куда-то уехать.

Ни Елена, ни ее свекровь не засыпают без пилюль. Елену пугает лай собак, поскольку в Рубежном соседский Дружок всегда предупреждал всех своим лаем о неминуемом обстреле. У Елены дрожат руки, и иногда она не в силах удержать чашку с кофе, когда на Хмельнитчине раздается сигнал воздушной тревоги и над ними летят ракеты.

Елена разбила на новом месте огород.

"Я посадила картофель, кукурузу, огурцы, помидоры, капусту, перец, чеснок, лук, морковь, свеклу", – с гордостью рассказывает женщина об этом.

Но я сдерживаю дыхание и спрашиваю: "А цветы, Елена?" .

"А цветов нет" , – везде слезы отвечает она. И добавляет: "Я просто хочу домой".

Елена Нижельская , специально для УП. Жизнь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо Вам за добавление нашей статьи в: