Фото этой украинки с ребенком облетело весь мир: Екатерина Титова убегает под взрывами российских снарядов, увлекая за собой 5-летнюю дочь в слезах. Историческое фото сделали фотокорреспонденты британского издания The Sun. Подпись: "Спасать свою жизнь".
"Бежим, доченька, бежим изо всех сил. А поплачем потом", - так говорила Екатерина своей девочке, когда та уже рыдала и падала от бессилия и ужаса.
Впоследствии российские ненавистники понаписывают в соцсетях, будто фото – "срежиссированная постановка". И одновременно с тем, как они размножали тезисы кремлевской пропаганды, путинские войска равняли с землей город, из которого бежала та женщина с ребенком, а с ней – еще сотни людей. Это город Гостомель в Киевской области.
Рассказываем историю их семьи.
Уничтожение "Мечты"
Гостомель принял на себя одно из важнейших сражений за Киев. Главной целью россиян был аэродром "Антонов", находящийся рядом с городком. В первый же день полномасштабного вторжения туда прилетели десятки российских вертолетов и взорвали десант.
К вечеру ВСУ отбили аэропорт, но на следующий день российские войска нанесли вторую атаку и заняли аэродром. Во время авиабомбардировки захватчики уничтожили самый большой в мире украинский самолет - "Мечта".
"25 февраля я увидела в окно, как по нашей улице движется российская военная техника. Я замерла. Мною овладел ужас: потому что эта колонна едет у тебя перед глазами мимо твоего дома, а ты ничего не можешь сделать. Ты просто стоишь, будто тот суслик посреди поля, и все… А они едут… К вечеру стало известно, что россияне оккупировали таунхаусы у трассы: выгоняли оттуда людей, опрокидывали их вещи и сидели там.
Как выяснилось потом, это были спецназовцы, которые ехали в Киев, чтобы разгонять протесты мирного населения. После увольнения Гостомеля валялась их форма, на которой была выбита аббревиатура СОБР. Также остались ящики, наполненные светошумными гранатами, противогазы и металлические щиты», – рассказала Екатерина Титова.
27 февраля ВСУ нанесли удар по аэропорту, чтобы сделать его непригодным для использования врагами. Когда бой завершился и все немного стихло, на следующий день женщина вместе с мужем вышла оглянуться вокруг.
"То, что мы увидели, ввело меня в ступор, я до сих пор не могу забыть того ужаса. В первые дни россияне стали у супермаркета на перекрестке. Рядом – трасса, по которой люди пытались выехать из Гостомеля. И россияне прятались в кустах возле магазина и – представьте – шесть часов подряд расстреливали гражданских из автоматов.
Мы видели машины, которые были расстреляны в упор. У меня до сих пор перед глазами тот зеленый "Жигуль" у дороги: у него было шаровое отверстие на месте, где сидит пассажир, и вокруг отверстия было огромное красное пятно", - вспоминает ужас гостомельчанка.
"Также видели три тела, которые лежали на дороге у перекрестка. Именно ехала скорая, мы остановили и сказали им, где искать тела. Еще был мужчина, которого застрелили просто из-за того, что он был одет в камуфляжную курточку, в которой наши люди на рыбалку ходят.И он лежал с дыркой в виске.При этом наши защитники пытались заботиться даже уже о погибших гражданских: им прикрывали тела или голову, даже клали кусочек хлеба рядом, чтобы как-то почтить», – говорит Екатерина.
Кроме этого, на улицах стояли десятки машин, расстрелянных или сгоревших. Чтобы спасти раненых, врачи, несмотря на затруднение, приезжали и вытаскивали людей из разбитых автомобилей.
"Одну машину мы увидели с открытой дверью. В ней были двое - парень и девушка. Мертвые. Полностью окровавленные, расстрелянные почти вплотную. Это была влюбленная пара двадцатилетнего возраста. Мечтали жениться вскоре. Хотели убежать и не убежали. Я еще долго приходила в тюрьму. . Потому что только сама мысль, что твой ребенок где-то едет, ты знаешь, что там стреляют, а потом ребенок просто не выходит на связь день, два, три... А потом оказывается, что уже и не выйдет никогда", - рассказывает женщина.
Семья пряталась в подвале
Бои за Гостомель
Третьего марта семья Титовых увидела рядом со своим домом военных – украинских, к счастью. Оказалось, они строят защитную линию, чтобы не пустить большую группу россиян в Киев.
Помогать бойцам сразу присоединились местные: кто притащил бочку для баррикады, кто - лавку, кто - баки. Так сплотившись, через 15 минут выстроили оборонительную линию. Ночью начался бой. Екатерина, ее муж Александр, 10-летний сын и 5-летняя дочь укрылась в подвале собственного дома.
В ту ночь силы обороны Гостомеля разбили россиян. Утром выйдя из укрытия, Титу увидели пострелянные БТРы, танки и многие трупы кафиров. Но отдохнуть украинские бойцы не успели: на город надвигалась очередная группа захватчиков, и наши начали готовиться к новой битве. А Титовым посоветовали спасаться как можно быстрее.
Однако они не успели – россияне начали следующий раунд боя. Поэтому семья снова спряталась в подвале и сидела там под грохот выстрелов и взрывов, которые происходили прямо вплотную к их жилищу.
"Купало с невероятной силой: под нами буквально колыхалась земля, все качалось, будто мы сидели на воде. И так долго битва продолжалась, что наша дочь не удержалась, обмочилась. Когда немного стихло, мужчина подхватил малышку и побежал в дом, чтобы помыть ее и переодеть… И тут – очередной прилет… И вот представьте: мужчина буквально за три секунды до взрыва как раз подбегает к подвалу, малышку над люком держит… И я кричу: “Бросай! в руки. Мы с ней падаем на спины, мужчина падает за нами. И в этот момент - ГАХ. Проходит минут три, Саша говорит: я ничего не слышу, меня оглушило. Вот такой силы была волна", - вспоминает Екатерина.
А во время другого мощного взрыва семья услышала, как зазвенели битые стекла, падает кирпич, посыпалась штукатурка. Было ясно, что снаряд прилетел в дом. Стены в нем уцелели, однако вылетели окна, двери, повреждена крыша. И вырваться из этого ада, казалось, невозможно, потому что прилеты были каждые 10-15 минут. Наконец, Титу выждали паузу в полчаса и отправились.
Поврежден дом Титовых
Спасение из Гостомеля
Собирались торопливо, ведь понимали, что российский снаряд может снова прилететь ежесекундно. А выйдя из дома, семья была шокирована увиденным.
"Открываем калитку и просто попадаем в какой-то голливудский экшн, только вживую. Перед нашей калиткой - окопы, а в окопах - тела наших ребят... Валялись автоматы, пулеметы, из которых уже некому было стрелять... Далее видим гигантский столб пламени метров п высотой: снаряд попал прямо в газовую трубу. И этот огневой бурь бьет во всю свою мощь из-под земли. Стоит страшный гул, вокруг все дымит, горит, бахкает", – рассказывает женщина.
Сначала семья планировала бежать через перекресток на территорию стеклозавода: там было укрытие, где пряталось много людей. Но Титу осознали, что живыми они дорогу просто не перебегут: россияне их мгновенно расстреляют. Поэтому через секунду решили бежать к кумовьям. Однако ирония судьбы в том, что кумовья жили… в Буче. А из-за отсутствия связи Титу не знали, что в Буче ад не меньше, чем в Гостомеле. То есть убегали из одной ловушки в другую.
До Бучи от Гостомеля – около шести километров. Добраться до нее на тот момент можно было только двориками, через строительство, лесом, исподтишка, не попадая никому на глаза. Так, преодолев путь в несколько часов, гостомельцы добрались до кумов четвертого марта. Но, прибежав, увидели плачевную картину: русские воины, танки, БТРы. Было понятно, что лучше не будет, будет только хуже. При этом бежать из оккупированной Бучи было очень опасно.
"Одна семья пыталась выехать на автомобиле, его обстреляли из автомата. Ранили маму и ее 4-летнюю дочь. Их спасла врач, сидевшая в подвале наших кумовьев, и оказала пострадавшим помощь", – рассказывает ужас Бучи Екатерина.
А вечером пятого числа в дверь постучали две незнакомые женщины: испуганные очень, просили помощи. Оказалось, их родственник стоял на остановке, возвращался домой от сестры, никого не трогал. Рядом проезжал российский БТР, на нем сидели окупать.
Остановились, повернули оружие в сторону мужчины на остановке и дали автоматную очередь ему по ногам. И поехали дальше. Дядя остался жив, но с простреленными ногами. И вот эти женщины вдвоем тащили его несколько часов домой. "Скорая" не могла приехать, говорили, что их расстреляют. К счастью, помочь вызвался знакомый врач. Просто героическая женщина: она и роды принимала во время оккупации, и дядюшку этого раненого буквально отвоевала у смерти», – рассказывает Екатерина Титова.
Екатериан Титова
Побег из ловушки №2
Все указывало на то, что выбраться из Бучи есть шансы только по таким путям, где не сидят россияне и не ездит их техника: то есть идти надо было по лесам, полям, оврагам.
Отправились рано утром шестого марта: сначала ушла семья Титовых, а через 15 минут – их кумовья: разделились, чтобы не привлекать внимание крупной компанией. Им нужно было проделать путь в 14 километров: через Ирпень на Романовку, откуда автобусы отвозили людей в Киев. Через несколько часов пути у семьи остановился микроавтобус.
«Водитель спрашивает: «Куда?» Отвечаем: «На Романовку». Он выходит и говорит: «Если залезете – подвезу». с рюкзаками утрамбовалось.Приезжаем к ирпинскому мосту - а его нет, только остатки.А на остатках - десятки стреляных машин.Как добраться на ту сторону?Спускаемся вниз, там навалены какие-то доски: узенькие, торчат в разные стороны.Тут же под мостом брошены чемоданы и детские коляски Лежит перевернутая машина, и так мы по этим доскам вереницей людей осторожно пересекли реку.
На том берегу нас встретил боец, разъяснивший, как действовать дальше: мы должны были бежать по одной стороне дороги вдоль высокого забора. Вокруг стреляют, поэтому бежать нужно было быстро и без остановок. И мы побежали – десятки людей. И тут рядом прилетает снаряд. Бабах! И вся цепь людей падает на землю... Хорошо, что забор был бетонный, наверное, это нас и спасло. Лежим, и я слышу голос своего мужа, который говорит: "Молодцы, а теперь поднимаемся и угнали". Так все встали и побежали дальше. А это и женщины с малышами, и старики. Моя уж очень плачет истощенная. А я ей говорю: "Бежим, доченька, бежим изо всех сил. А поплачем потом". И она просто бежит и ревет, я ее тяну, а рядом сын старший".
Именно в этот момент и зафиксировали фотокорреспонденты британской газеты The Sun, а фото оказалось на первой полосе и стало историческим.
Так Титу добежали до автобуса, и он в считанные минуты, со скоростью чуть ли не спорткара на "Формуле-1", доставил их в Киев. На несколько дней семья нашла убежище у знакомых. А дальше отправились в Винницу, где прожили до момента, когда стало можно возвращаться в уволенный Гостомель.
Екатерина – ювелир
Возвращение домой
Екатерина – ювелир. Вернувшись в мае в родной дом, женщина увидела разбитую мастерскую. Она находилась на втором этаже дома, и в результате взрыва разрушилась полностью задняя стена и вся крыша. Также в доме покрутило как консервную банку дверь и полностью вынесло шесть окон: битые стекла выгребали несколько дней. Отстроить дом семье помогли друзья и знакомые: кто-то – деньгами, кто-то – стройматериалами и живой силой. Мастерскую возобновили только в ноябре.
"Изготовление украшений – своеобразная терапия для меня. Это такая штука, по которой я могу что-то заявить. Заниматься ювелиркой начала в 2010 году, еще когда жила в Донецке. На тот момент я имела образование психолога и уже работала по специальности. Но поняла, что это не мое занятие. Поэтому выучилась еще и на ювелира", – рассказывает Екатерина Титова.
Украшения, которые Титова начала производить во время войны
Свое первое украшение на военную тематику женщина сделала, находясь в эвакуации в Виннице.
Кулон "Петушок из Бородянки", на обратной стороне надпись "Выстоим"
"Процесс происходит так: сначала изготавливается модель из воска. Самые мелкие детали выполняются под микроскопом. Затем восковую модель отливают в металле, который потом нужно филигранно подрезать и шлифовать. Первыми сделала кулоны в виде острова Змеиного: их я раздарила нашим воинам-защитникам. А затем создала кулоны "Петушок из Бородянки" – на обороте дала надпись: "Выстоим", потому что этот петушок – это символ веры в нашу силу.
Третьим явился пес Патрон. А дальше - уже целая серия военных украшений: и хлопок, и буква "Е", и моя любимая - стальные яйца. : "А что это за петушок?" И баба расскажет щемящую и реальную историю о войне, о петушке, который уцелел на шкафчике после обстрела, и о том, как мы выстояли», – рассказывает Екатерина Титова.
Украшение "стальные яйца", которое создала Титова
На сайте Приют неравнодушные украинцы могут предложить жилье для переселенцев, разместив соответствующее объявление. Поэтому ВПЛ могут найти временное убежище в любом регионе Украины или за рубежом, на несколько дней или на более длительный период. Система фильтров поможет легко подобрать вариант, отвечающий вашим критериям, и быстро связаться с владельцем.
Это полностью волонтерская инициатива. Ее в первый день полномасштабного вторжения запустила народный депутат Галина Янченко. Позже программа "Убежище" получила государственную поддержку. Владельцы жилья, приютившие переселенцев, получают компенсацию от государства на оплату коммунальных услуг – 900 гривен за человека в месяц. Сейчас на сайте около 16 тысяч объявлений. Страница переведена на 40 языков.