Цензура незаконно блокирует этот сайт в России с декабря 2021 года за правду. Пожалуйста, поделитесь ссылкой на эту страницу в Ваших соцсетях и группах. Сайт не сможет выжить без поддержки своих читателей. Помогите Свободной России!


Михаил Ходорковский: В Россию, судя по декабрьским протестам, возвращается политика

hodor_putin

Михаил Ходорковский

Интервью с Михаилом Ходорковским, "Хелсингин Саномат", 11.01.2012

Ответы Михаила Ходорковского публикуются в их оригинальной русской редакции.

- В каких условиях Вы живете в Сегеже – Какой у Вас график обычного дня? Кем Вы работаете? Какая иерархия между заключенными?

Российская исправительная колония ФБУ ИК-7 находится в 150 километрах от финской границы. Это – огороженная и тщательно охраняемая вооружёнными людьми территория площадью в несколько десятков гектаров, на которой расположены общежития заключенных, производственные и бытовые объекты, разделенные между собой заборами и колючей проволокой.

В одном из таких общежитий нахожусь и я, вместе еще с почти двумястами арестантами. Общежитие небольшое, но теплое, что немаловажно.

Работаю я на производстве, расположенном в колонии, в цехе пластмассовых изделий. Рабочим. Дело для меня привычное. Опыт есть. На подобном производстве я работал 25 лет назад.

Взаимоотношения между заключенными разные, как и в любом подобном коллективе, но жестких конфликтов немного. Криминальная иерархия практически отсутствует, в отличие от читинской колонии, где я сидел в 2006-2007 годах.

Сейчас структура управления здесь находится на этапе перемен, двигаясь в сторону большего соответствия закону. Подобные перемены позитивны, хотя, как и любые перемены, привносят много сложностей. Старые структуры самоуправления заключенных ограничиваются, а новые, приходящие им на смену - еще не устоялись.

- Вас осудили к заключению до 2016-ого года. Вы считаете, что за вашими приговорами – политические силы? Кто именно?

Политические силы, стоящие за моим осуждением, всем в России хорошо известны и не вызывают никаких дискуссий - это «силовое крыло» окружения Владимира Путина. Если говорить о персоналиях, то ведущую роль сыграл Игорь Сечин.

- В мае Европейский суд по правам человека объявил свое решение по вашей жалобе. Суд по большинству пунктов согласен с вашими адвокатами о нарушениях в процессе ареста, но не признал политические мотивы в вашем задержании. Что Вы думаете по этому поводу?

Читайте также:  Митинг в Хабаровске 12 сентября 2020 года 05:00 Мск Прямой эфир / Трансляция

Мне понятны мотивы поведения Европейского суда, вопреки очевидности не признавшего доказанной политическую мотивированность моего задержания и ареста, в то время как этот факт публично признается даже российскими чиновниками. Столь же очевидна и общеизвестна не признанная ЕСПЧ при рассмотрении жалобы компании ЮКОС политическая мотивированность её разорения и уничтожения в результате дискриминационного применения закона «задним числом».

ЕСПЧ заинтересован в позитивном взаимодействии с российскими властями, поскольку опасается, что иначе влияние решений ЕСПЧ на ситуацию в РФ будет минимальным.

Из этих соображений суд вынужденно в чем-то уступает российским властям. К сожалению, подобные уступки больно бьют по репутации Суда в глазах наиболее активной части россиян, ориентированных на европейский путь развития. Судя по комментариям в прессе, многие в России начинают думать, что правосудие в Европе похоже на российское своей зависимостью от властей, а значит, требовать повышения стандартов от нашего правосудия - бессмысленно.

- Вы говорили, что если Путин вернется в президентский пост, «Думаю, у многих исчезнет надежда на внутреннее реформирование существующей системы власти. Резко ускорится эмиграция социально и интеллектуально активных россиян.» Каково будущее России, когда президентство Путина практически разрешено, и может длиться еще 12 лет?

Полагаю, нас ожидает застой, хотя после 2015 года, когда резервы нынешней власти (и финансовые, и репутационные) будут исчерпаны, любой кризис может стать для нее последним.

- Что Вы думаете о судьбе Прохорова?

Читайте также:  Протест в Турции 13 - 14 июня 2013 года Прямой эфир / Трансляция

На сегодня Михаил Прохоров смотрится, как чисто путинский проект, хотя самому Прохорову это может не нравиться. Реализуясь как путинский проект, он призван обеспечить Владимиру Путину центристское позиционирование. Но политика - а в Россию, судя по декабрьским протестам, возвращается политика - сложнее примитивных схем. Поэтому точно предсказать судьбу Прохорова я не берусь, и все может измениться в самую неожиданную сторону.

- Пока Путин во власти, Вас отпустят на свободу? Что Вы будете делать тогда? В политику пойдете, или заниматься бизнесом, либо все-таки эмигрируете?

Путин выпустит меня только, если это станет для него более выгодно, чем держать меня в тюрьме. При этом сомневаюсь, что он решится позволить мне заниматься политикой на свободе.

- Вы жалеете тот факт, что решили остаться в России в 2003-ем году? Почему Вы остались?

Я много раз отвечал на этот вопрос. Наверное, для Ваших читателей наиболее понятен будет короткий ответ: я остался потому, что я – русский.

- Как годы в тюрьме изменили вас? Как изменилась Россия?

Тюрьма уничтожила во мне бизнесмена. Мыслить в категориях финансовой выгоды теперь я вряд ли смогу. Ценности иные. Моя страна, по-моему, тоже постепенно меняется. Происходит становление гражданского общества. Взгляды, появляющиеся у современной молодежи, мне нравятся.

- Недавно умер вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян. Кто виноват в его смерти? Как надо было бы изменить российскую судебную систему?

В преждевременной смерти Василия Алексаняна очевидно и прямо виноваты преступники в погонах. Василий рассказывал о них, выступая в Верховном Суде: это и следователи Салават Каримов и Татьяна Русанова, и судьи Андрей Расновский, Александр Трубников, Наталья Дударь и другие, сознательно мучавшие смертельно больного человека. Но политическую ответственность несет власть, и лично – Владимир Путин. Именно он позволил спецслужбам безнаказанно нарушать закон. Именно с его согласия суды превратились в абсолютно зависимый придаток карательной системы.

Читайте также:  Михаил Ходорковский: Дело в нас

Сегодня уже невозможно говорить изолированно о реформе только судебной системы, хотя широкое внедрение суда присяжных могло бы улучшить ситуацию.

- Часто встречается следующее представление о вашей истории: Власти Вас наказали за то, что Вы осмелились вмешиваться в политику и финансировать оппозицию. Дела других олигархов не расследовали, потому что они политикой не занимались. Однако, у всех олигархов сомнительные моменты в ведении бизнеса в 90-х годах, также у Вас и ЮКОСа. Вы согласны с этой интерпретацией?

Говорить о «расследовании», опираясь на выводы очевидно зависимого суда, по-моему, нелепо. Очень сожалею, что и ЕСПЧ позволил себе сделать некорректные замечания по делу ЮКОСа, опираясь на эти выводы, и даже не выслушав меня. В результате, слова о «необычности» деловой практики ЮКОСа уже через месяц были опровергнуты в суде Лондона г-ном Абрамовичем. Причем, г-н Абрамович говорил не о преступлениях, а о практике, признаваемой законной.

- Что Вы знаете о Финляндии, рядом с которой Вы сейчас служите новый приговор? У Вас есть друзья или знакомые в Финляндии? Кто?

В Финляндии я был пару раз. Катался на лыжах. Купил прекрасную зимнюю одежду. Посмотрел ваши аквапарки, устройство северных поселков. Что-то постарался скопировать у нас, в Сибири.

Источник https://www.khodorkovsky.ru/mbk/articles_and_interview/2012/01/11/16903.html

«Ходорковский» Кирилла Туши

YouTube видео

В студии: Ирина Ясина, руководитель Клуба региональной журналистики; Валерий Хомяков, сопредседатель Совета по национальной стратегии.

Фильм можно посмотреть здесь

Спасибо Вам за добавление нашей статьи в: