Количество респондентов Левада-Центра, негативно оценивающих партию власти, впервые перевалило за роковой пятидесятипроцентный рубеж. Что дальше?
Да ничего, собственно. При всей своей кажущейся значимости эта информация свидетельствует только о том, что люди не связывают надежд с нынешним отечественным курсом – так они и раньше не связывали. И все им было понятно. Просто теперь либо не боятся признаваться, либо окончательно перестали принимать во внимание телепропаганду, которая и в самом деле производится все более топорно.
Но ведь «Единая Россия» – слитый проект, и в самом скором времени ее заменит «Народный фронт». А в этом фронте будут заправлять люди с сугубо фронтовым сознанием – такие как фанаты «Сути времени» или «Великой России». Вместо условных ворюг появятся столь же условные кровопийцы. А на воинственную риторику у нас покупаются очень охотно.
Вот полковник Виктор Баранец критикует Сердюкова, с чьим именем связаны не только коррупционные скандалы, но и гуманизация армейской службы. И ясно, что Баранец вроде бы за честность и правду, и за воинскую доблесть – но ясно и то, что на месте «мебельщика» Сердюкова он хотел бы видеть полковника Скалозуба с громкой и угрожающей риторикой. И армия дружно себя зауважала бы, хотя ее положение ничуть бы не улучшилось.
Беда «Единой России» совершенно не в том, что это «партия жуликов и воров», хотя когда к партии власти прилипает такая кличка – это для великой страны не очень хорошо. Но главная беда в том, что на смену «Единой России» с ее воровством придет новая партия с откровенным кровопивством – и вместо бюрократически безликой и вороватой структуры мы получим новую опричнину, о появлении которой свидетельствует сегодня всё. И суды над оппозицией, и ругань в адрес остального мира, звучащая со всех этажей власти, и нарастающий кризис, на который надо как-то отвечать.
А российская вертикаль знает в таких ситуациях один ответ – давить. Отбирать, репрессировать, строить в ряды – словом, вовсю отыгрываться на народе. Народ в таких случаях обычно очень радуется – он снова чувствует себя великой державой, чует родной дух батьки усатого и вообще ставит свое величие в прямую зависимость от того, сколь сильно его давят.
У них ведь только два сценария поведения. Пока есть чего украсть – они «партия жуликов и воров». Когда не только украсть, а и жрать становится нечего и народное недовольство растет не по дням, а по часам (опрос это показывает очень ясно) – они становятся партией кнута. И чем сильнее нажим, чем наглее насилие – тем больше радуется тот слой российского народа, который свободу воспринимает как бардак и стремится как можно быстрей ее скомпрометировать. А когда опять надевают цепь – он горячо радуется: опять думать не надо!
Так что не стал бы я особенно ликовать по случаю этого опроса. Вы их через годик-другой спросите, как они оценивают будущую провластную партию «Всех Убью Один Останусь».