Угодить в ловушку искусственной реальности или стать сырьем для ее создания может кто угодно – но в таких масштабах на постсоветском пространстве это происходит впервые. Я, живущий в Киеве журналист с российским гражданством, обращаюсь к россиянам и к жителям востока Украины: вас не смущает, что друзья и родственники из Киева рассказывают одно, а российские телеканалы показывают совсем другое? Каждый раз вы заключаете: киевлянин запуган нацистами, подкуплен Госдепом или завербован в бандеровцы, потому и опровергает то, что вы видели своими глазами. Не могли же вы видеть то, чего нет? Увы, могли. Раскрою цеховую журналистскую тайну: фальшивая реальность делается очень просто.
Механизм ее создания состоит всего из трех основных пунктов.
1. Отбор. Вычленяем лишь те факты, цитаты, кадры, которые укладываются в наш замысел: читателя и зрителя надо лишить всякой возможности сформировать собственное мнение.
2. Трактовка. Комментируя происходящее, используем ложные оценки – как бы мимоходом: когда они выглядят как упоминание, а не как главная мысль, аудитория не обдумывает их и просто усваивает. Любая информация вызывает больше доверия, если сопровождается картинкой – какой угодно, даже не связанной с предметом разговора.
3. Распространение. Одну и ту же дезинформацию тиражируем по разным каналам, в том числе по интернету: ложь, подкрепленная «свидетельствами очевидцев» и репликами якобы независимых блоггеров, воспринимается как «общеизвестная истина».
А теперь нациста слепим из вас…
Давайте по этой схеме превратим в убедительный оплот нацизма ваш родной город. Вот свастика на заборе (ее намалюет сам журналист, но и без него такое случается, правда?). Вот ваш земляк, который говорит, что «чурки» должны знать свое место (мы не признаемся, что искали такого радикала неделю). Вот статистика по неонацистским организациям планеты (отлично подчеркивает масштаб угрозы!). Вот биографии нескольких полицаев и власовцев, родившихся в вашем городе (неужели нет таких? Можем придумать, проверять по архивам вы все равно поленитесь). Вот фото времен войны: полицаи вешают партизан. А вот и современные кадры: пугающее шествие по улицам вашего города (это была первомайская демонстрация, но мы не станем показывать флаги и лозунги, а на видео наложим самую тревожную музыку). И, наконец – милицейская сводка по убийствам и телесным повреждениям (сплошь «бытовуха» и пьяные драки, но этот нюанс мы обойдем). Представляете – в давнем логове нацизма вновь начали убивать и калечить!
Осталось собрать все это в один телесюжет или газетную публикацию, а по тексту невзначай разбросать «упоминания». Дескать, убийства могут объясняться ненавистью к инакомыслящим, а некоторые из местных жителей ездили за границу и могли получить там какие-то инструкции… Месяц такого промывания мозгов – и в соседних областях начнут формироваться «дружины антифашистов». А ведь мы даже не начинали врать по крупному – в основном, отобрали фрагменты подлинной реальности и сделали несколько предположений! Ложь можно сеять потом, когда для нее будет готова почва: выдадим кадры с зигующими участниками «Русского марша» в Москве за снятые прямо здесь, напрямую назовем жителей города нацистами, запишем откровения нескольких якобы пострадавших… Елки-палки, да я сам после такого воспылаю праведной ненавистью, попрошу автомат и пойду под командование хоть иностранного инструктора, хоть местного бандита: лишь бы он был против «коричневой чумы»!
Фальшивая реальность с «бандеровцами» сделана именно так. Из сотен тысяч украинцев, вышедших на Майданы против бандитского режима, вам показали лишь тех, кто выглядел наиболее брутально. К этому добавили признания липовых потерпевших и липовых боевиков (порой движения губ не совпадают со звучащими словами: озвучку просто заменяют!), добавили кадры времен Второй мировой, вспомнили Бандеру, хотя о нем большинство протестующих знает меньше, чем о Наполеоне… Ложь в это варево добавляли тоннами: о якобы запрещенном русском языке, якобы захваченных «Правым сектором» квартирах, якобы ограбленных поездах… Вам не показывали этих захватов и ограблений, вам просто рассказали о них, показывая совершенно другую картинку (и вы даже не помните, какую именно) – однако ощущение «своими глазами видел!» у вас осталось.
Как разваливаются фальшивки
Слабое место у таких подделок есть: они плохо стыкуются с тем, что происходит до них, а особенно после них. Если вы на неделю-другую отложите газету и отключите телевизор, проясняющийся рассудок заметит нестыковки. Вспомните, в 2004-2005 годах вас пугали «фашистским режимом проамериканского президента Ющенко» – но ни политических репрессий, ни вступления страны в НАТО вы так и не увидели, а на ближайших выборах «фашист» отдал власть без сопротивления.
Нынешние фальшивки тоже пришиты к реальности белыми нитками. Вот уже и Путину пришлось признать, что за спиной крымской самообороны действовали российские солдаты – а как вдохновенно он врал, что их там не было! Вам показали, что Донбасс в полном составе ожесточенно сопротивляется киевским властям – но будь это правдой, Янукович сбежал бы туда, а не в Россию! Вам показали, что к власти пришли «бандеровцы, ненавидящее все русское» и «наймиты Запада, желающие развязать кровавую бойню» – но будь это правдой, по сепаратистам, захватившим административные здания Донецка, уже стреляли бы танки! Однако с засевшими там «мирными жителями», которые вооружены пулеметами и снайперскими винтовками, ведутся многодневные переговоры: удивительно гуманная «фашистская хунта» получается… И, кстати, почему она хунта и почему фашистская? Ну да, вам так сказали – чтобы вы боялись и ненавидели. А чем подтвердили? Никто из членов переходного правительства не замечен ни в милитаризме, ни в тоталитаризме, ни в насаждении культа личности, ни в диктаторских замашках, ни в крайнем национализме, ни во всем прочем, что для фашистской идеологии характерно… Ну посмотрите вы на Турчинова и Яценюка: где у них хотя бы один из этих признаков? Кстати, у Путина – все это налицо, даже привирать ничего не надо…
Но главный прокол этой чудовищной информационной кампании – в другом: в ее неразборчивости, которая неизбежна при таком размахе и спешке. В итоге среди талантливой лжи попадается ложь примитивная и легко разоблачаемая.
Тот же «запрет на русский язык», например, и вообще «гонения на русских». Или то, как из директора Николаевского зоопарка сделали «агента Запада».
Или два сюжета на разных каналах: один и тот же человек на больничной койке подан и как «наемник Майдана», и как «пострадавший от майдановцев»…
Ухватившись за столь явную ложь, можно спросить одурманенную жертву телевизора: зачем пропагандистам понадобилось врать?
Если в Украине действительно творится тот кошмар, о котором они рассказывают – почему они не могут просто показать его без прикрас? И если они соврали в одном – как им можно верить во всем остальном?
Автор: Владимир Алифанов