Рыбхоз. Одна из окраин Славянска. Не самое лучшее место для войны. Спереди холмы, сзади озеро. Сто метров земли между ними. И густая зеленка кругом. По расположению - один из самых неудачных, пожалуй.
При съезде с трассы на блок какая-то непонятная водонапорная башня с каким-то непонятным флагом на ней. Флаг появился пару дней назад. Что он обозначает и кому принадлежит, неясно. Опасно это или нет, тоже. Кто эти люди, чего они хотят, кого считают сторонниками, а кого врагами, черт его знает. Какое-то гуляй-поле. Но на всякий случай, решаем не выяснять.
Дальше по дороге встречается небольшая группа людей. В основном женщины. Кресный ход. Молятся за мир. От этой войны устали уже все. Лица сосредоточенные, напряженные. Незнакомым людям здесь уже перестали доверять. Улыбок почти не встретишь. Первым делом от тебя ждут опасности.
Вот, не думал я, что в двадцать первом веке своими глазами буду наблюдать то, что видел лишь в кино про Гражданскую. Донецкая республика, стычки под Перекопом, непонятные флаги, деревни, которые делятся на "наши" и "не наши", грабеж населения, крестьяне с иконами против войны... Ощущение попадания в "Неуловимые мстители" почти полное. Сюр. Чапаев и пустота.
Если за ними из-за поворота появятся тачанки, я уже не удивлюсь
Техника и впрямь появляется. Только не тачанки - их современная модификация, БТРы. Колонна из нескольких коробочек уходит куда-то вдаль по шоссе.
Подъезжаем к Рыбхозу. Бойцы на блокпосту тоже напряжены. Обстрела или нападения ждут в любой момент. Собственно, они в любой момент и случаются. К журналистам относятся настороженно. "Вы тут сейчас наснимаете, а нас потом по вашим репортажам опять обстреливать будут..." Я знаю, что он и сам знает - блок прямо на дороге, все через него ездят и обустройство его известно уже даже и детям, но не спорю. Но при этом бойцы все также вполне корректны. Эта черта - нормальнео общение силовков с гражданскими, мне особенно бросается в глаза. Даже если гражданским и не доверяют. Как, например, нам сейчас. Но в итоге все же разрешают сделать несколько кадров. Хотя и под жестким контролем, чтоб ничего лишнее в кадр не попало.
На борту автобуса - детские рисунки, которые школьники присылают солдатам на передовую. К таким вещам на войне начинаешь относиться крайне серьезно. Вообще, человеческие чувства здесь воспринимаются совсем по-другому. Их очень ценишь. Осознание возможности собственной смерти, пусть и гипотетической - потому что в свою гибель до окнца все же не верит никто - обостряет ощущение жизни до остроты бритвенного лезвия. Сентиментальность на войне гипертрофируется в той же пропорции, что и цнизм. Даже не сентиментальность -это неверное определение, а... В общем, начинаешь понимать, что в жизни главное. Что действительно ценно, а что - так, шелуха. Вот эти детские рисунки про мир от незнакомых учеников первого вэ класса сто тридцатой школы города Киева , прилепленные на борт военного автобуса - действительно ценно. Ни шуточек ни пренебрежения по отношению к ним никто не допускает. Наоборот, показывают в первую очередь. Чувствуется - гордятся
А пулевая пробоина под этими рисунками... В любом другом месте это, безусловно, смотрелось бы жутким пафосом. Переигранной сценой из низкопробного кино про войну. Здесь - нет. Здесь это все повзаправдашнему.
Как и этот смешной самодельный броневик с мимимишной расскраской.
Бэха
Автобус.
Прощаемся. Через двадцать минут после нашего отъезда на Рыбхозе начниается бой. Как накаркали...
Работает миномет. Потом вступает стрелковое.
Все это мы слушаем уже на Комбикормовом, где расположен следующий блокпост, совсем неподалеку.
Позже приходит информация - в этот раз потерь нет.
В рамках проекта журналистика без посредников
Итоги вчерашнего дня. Украинская армия расширяет контролируемую зону и ставит новые блокпосты. Этот находится прямо в зеленке. Противник начал атаковать этот блок сразу же после его установки и обстреливает каждую ночь. По зеленке ходят разведгруппы тех и других, боестолкновения постоянные. Стремное место, в общем.
Блокпосты,по большому счету, контролируют только сами себя, и частично трассу Донецк-Харьков. Движение по трассе, безусловно, для противника теперь невозможно, но зеленка не контролируется никем. Разведгруппы сторон рыскают по лесам в поисках друг-друга. Зеленка здесь очень густая.
Основной театр военных действий в Славянске сместился на северо-восток в район Селезневки, перекрестка на Красный Лиман. Стрельба там перманентная. Вторая беспокоящая точка - Карачун. Но здесь боев уже нет, только обстрелы. На остальных блоках вокруг города пока активных действий не происходит.
У Игоря Стрелкова, оказывается, есть чувство юмора. Не думал. Его вчерашняя "сводка", в которой он пишет, что украинская армия потеряла за сутки сто человек. четыре бронемашины и один камаз, а трупы вывозят в пластиковых контейнерах в переполненный морг в Изюме - довольно тонкий троллинг, надо признать. Жаль, не видел её вчера. Как раз, когда был в районе Селезневки, где он всю армию покрошил. Засмотрелся на горящий Камаз с трупами в пластиковых контейнерах.
Кстати, БМП на блокпосту "БЗС" - нет. Похоже, всей полнотой оперативной информации штаб ДНР уже не обладает.
Информацию о больших потерях среди бойцов ДНР вчера косвенно подтвердили два независимых друг от друга источника. Один из них - непосредственно из горбольницы. Говорит, что в морге много тел. Но, опять же, проверить эту информацию я не могу.
В остальном, все как обычно. Стрельба, обстрелы, перестрелки.
На западном фронте пока без перемен, в общем.
В рамках проекта "Журналистика без посредников".
Как обычно, кто считает нужным, сколько считает нужным.