Новые масштабные санкции против России - самые обширные со времен холодной войны, пишет InoPressa в обзоре западной печати. "Завершается 25-летняя глава в отношениях с Россией", - считает обозреватель британской газеты, с которым солидарны журналисты целого ряда изданий.
Новые санкции против РФ формально одобрены Советом ЕС и вступят в силу сразу после публикации в Официальном журнале ЕС 31 июля. Этим решением Евросоюз ограничивает доступ к своим рынкам капитала для "российских финансовых институтов, принадлежащих государству", вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией и запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора. Также России ограничен доступ к чувствительным технологиям, "в особенности в нефтяной отрасли".
Президент США присоединился к ЕС, объявив о новых мерах, направленных против главных секторов российской экономики, в том числе оборонного, энергетического и финансового. Три крупных банка - ВТБ, "Банк Москвы" и "Россельхозбанк" - вслед за ВЭБом и "Газпромбанком" изгоняются с финансового рынка США, не исключено, что к ним может присоединиться и "Сбербанк".
По предварительным подсчетам, секторальные санкции могут привести к ущербу для России в 253 млрд долларов в текущем году и 75 млрд - в следующем. По мнению экспертов, ограничение доступа к кредитованию на Западе усилит зависимость России от Китая, а экономические проблемы обострят раскол в Кремле между либеральными экономистами и консервативными сотрудниками спецслужб.
Столкнувшись с самым жестким пакетом западных санкций, Россия невозмутимо держится на публике: более 60% россиян не верят, что санкции повлияют на их жизнь, а власти в Москве говорят, что новая волна санкций западных стран против России "контрпродуктивна" и носит "циничный характер". Об этом заявил замглавы МИДа РФ Григорий Карасин. "Языком санкций с Россией разговаривать бессмысленно, - предупредил дипломат. - Санкции помогут нам собраться, и в результате Россия получит более эффективную экономику и более здоровое, лишенное иллюзий общество".
"А что санкции? Семь бед - один ответ", - сказал журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов, комментируя в среду новость о введении США и Евросоюзом новых экономических санкций против России в связи с украинским кризисом.
"Завершается 25-летняя глава в отношениях с Россией", - описывает ситуацию The Financial Times. Ужесточив санкции, США и их европейские союзники признают неудачу "25-летних усилий наладить конструктивные связи с государством, чье поведение, как раньше надеялись, перестанет походить на подозрительную самоизоляцию коммунистического периода", говорится в статье.
Теперь отношения между Западом и Россией будут трудными и даже опасными в течение многих лет. Россия почти наверняка ответит на санкции своими мерами, которые ударят по европейской экономике. В этом контексте очень важно, чтобы западное общество поняло новую позицию в отношениях с Москвой, "ведь эту позицию, по всей вероятности, придется занимать в долгосрочной перспективе", пишет газета.
"Государства ЕС согласились ввести масштабные санкции против России, направленные против государственных банков, предусматривающие эмбарго на поставки оружия и ограничивающие продажи стратегических технологий и экспорт оборудования для нефтедобывающей промышленности страны, в ответ на продолжающуюся со стороны Москвы поддержку сепаратистов на Восточной Украине", - пишет британская газета The Guardian.
"Санкции ЕС нанесут самый тяжелый удар по России. Торговля блока с ней в десять раз превышает торговлю с США", - отмечают авторы статьи Джулиан Борджер, Пол Льюис и Ровена Мейсон.
"Согласно чиновнику ЕС, самая важная из согласованных мер состоит в запрете доступа российским государственным банкам к европейским рынкам капитала", - пишут они. Вся торговля оружием и "связанными с ним материалами" с Россией, как экспортная, так и импортная, будет запрещена. Однако эмбарго будет распространяться только на будущие контракты и не затронет продажу двух французских вертолетоносцев Mistral.
По мнению эксперта Бобо Ло из лондонского Королевского института международных отношений, более известного как Chatham House, ограничение доступа к кредитованию на Западе усилит зависимость России от Китая. "В ходе финансового кризиса 2009 года, когда российские компании не могли привлечь средства в Европе, им пришлось идти на поклон к Китаю... Россия в наибольшей степени стратегически зависит от Китая, чем когда-либо со времен холодной войны", - считает аналитик.
"Пропагандируя защитные меры, российское руководство предлагает сделать российскую экономику независимой", - пишет обозреватель Die Zeit Йоханнес Фосвинкель. Государство, чтобы больше не зависеть от американских платежных систем, создает собственную. Кроме того, в понедельник Путин призвал к срочному импортозамещению в российской оборонной промышленности.
"Все это, конечно, очень хорошо для российского населения - его таким образом мобилизуют, однако в действительности Россия с глобальной точки зрения все равно останется уязвимой, поскольку санкции в любом случае ударят по ее экономике, и так уже сползающей к стагнации", - пишет издание. По подсчетам UEobserver, секторальные санкции могут привести к огромным финансовым потерям для России: 253 млрд долларов в текущем году и 75 млрд - в следующем.
Видимое спокойствие и странные ответы
Так что, как полагает журналист газеты The New York Times Нил Макфархьюхар, за этим видимым спокойствием таятся нарастающие опасения, что хаос на Украине и новый пакет санкций повлияют на отношения с Западом на годы вперед и нанесут экономике столь большой ущерб, что его ощутят простые россияне.
По мнению наблюдателей, гибель малайзийского авиалайнера помешала эквилибристике Путина, пытающегося сохранить поддержку разных слоев - от националистов до либеральных бизнесменов. Сетования на "ползучий изоляционизм" звучат громче.
Как полагают аналитики, экономические проблемы, вероятно, обострят раскол между относительно либеральными экономистами и консервативными сотрудниками спецслужб.
"Раскол есть, но у "антивоенной партии" нет инструментов, чтобы принудить Путина к практическим действиям", - говорит оппозиционер Владимир Милов. По его мнению, в Кремле не осознают: банковские системы Китая и Индии неспособны предоставить миллиардные долгосрочные кредиты. "Мы сползаем к чему-то, что явно перерастает в долгосрочное противостояние, а Путин, похоже, тверд и не готов сдаваться", - говорит Милов.
Как отмечает британская The Financial Times, от разработчиков экономического курса Москвы все активнее требуют ответа на ужесточение западных санкций. Группа российских законодателей предложила запретить работать в России "большой четверке" глобальных аудиторских компаний и двум из крупнейших в мире консалтинговых групп. Основные объекты ограничений - Deloitte, KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group и McKinsey, пишут корреспонденты Кортни Уивер и Катрин Хилле.
Законодатели предложили объявить страны, которые ввели санкции против России, "странами-агрессорами", а также запретить юридическим организациям и физическим лицам, зарегистрированным в этих странах, и их российским аффилированным организациям проводить аудиторские исследования и оказывать юридические и другие консультативные услуги.
Однако неназванный сотрудник российского кабинета министров назвал законопроект "популистским" и добавил, что его принятие маловероятно. Источники в двух иностранных консалтинговых группах тоже объявили предложение "абсурдным", говорится в статье.
Путин - сам себе жесткая санкция
По мнению немецкого писателя Владимира Каминера, чья статья опубликована на страницах еженедельника Der Spiegel, Западу "не стоит вводить новые санкции против России. Путин - сам себе жесткая санкция". Он превратился в глазах населения в монстра, "агента зла". И, скорее всего, этот ярлык останется за ним навсегда - даже тогда, когда о нынешнем политическом кризисе уже забудут.
"Западным странам, вместо того, чтобы увеличивать свое давление на Россию, надо возобновить диалог с ней и ее президентом". Путину, уверен Каминер, "необходимо показать выход из угла, в который загнали Россию". Западу нужно "сохранить контакты с Россией в культурной и спортивной областях, чтобы показать людям, что жизнь есть и за пределами "российской дыры во времени". "Дальнейшая изоляция России и ее президента сделает страну еще более опасной, а ее внешнюю политику - еще более непредсказуемой. Нельзя давать России вариться в ее собственном соку", - заключает автор.
Швейцарское издание Tagesanzeiger призывает Запад наконец признать: "переубедить Путина не выйдет". "Нельзя больше пытаться с помощью санкций изменить образ мышления Путина. Любые дальнейшие шаги будут предъявлены народу (России) как доказательства того, что Запад хочет поставить Россию на колени. Торговые ограничения теперь должны быть подчинены в первую очередь одной цели: защитить Европу. Ни при каких обстоятельствах Россия не должна получить возможность вооружаться", - убежден Юлиан Ханс. "Возвращение к прежним отношениям с Россией в обозримом будущем представить себе невозможно", - подытоживает автор статьи.