Утром 24 февраля Мелитополь содрогнулся от ударов по авиабазе. Эти обстрелы вместе с другими взрывами во многих городах свидетельствовали о начале полномасштабной войны против Украины. Через 2 дня город был оккупирован. Мирное население активно протестовало против захватчиков и потребовало отпустить похищенного мэра города Ивана Федорова.
Мелитополь живет во временной оккупации уже пятый месяц. За это время здесь установили псевдоадминистрацию во главе с коллаборанткой Галиной Данильченко. Местные продолжают напоминать о том, что Мелитополь – это Украина, а партизаны уничтожают врага в тылу.
Одним из тех, кто переживал эти события, была Екатерина (имя изменено в целях безопасности). Уже пятый месяц она живет во временно оккупированном Мелитополе. Она так и не смогла уехать на подконтрольную Украине территорию.
У нее не было выпускного, национальный мультипредметный тест сдавать не будет и теперь думает над тем, чтобы подавать документы на поступление в крымские вузы вместо Харькова, о котором она мечтала последние 3 года. "Украинская правда. Жизнь" узнала, как началась полномасштабная война для девушки и как живет ее родной город сегодня.
"Люди из села ехали в город грабить"
Екатерина вспоминает, что о начале полномасштабной войны известила ее подруга по телефонному звонку.
"Тогда утро началось не с кофе. Я спала, меня звонком разбудила подруга и сказала, что слышала взрывы. Но я ей ответила, мол, что ты такое мелеш, и легла спать дальше" , - вспоминает Екатерина.
В тот день люди массово бросились покупать хлеб и медикаменты. У банкоматов и автозаправок были длинные очереди.
Тогда же в город вошли русские военные. Девушка утверждает, что не видела в городе военных ВСУ, а полицейские накануне вторжения написали рапорт на увольнение, поэтому 24 февраля сопротивляться они уже не могли. Как выяснили впоследствии, 35 полицейских приазовского отдела полиции Мелитопольского района перешли на сторону врага, назвав себя "народной милицией".
Российская военная техника в Мелитополе 24 февраля. Фото: Риа Мелитополь
"24-25 февраля были самыми страшными. Тогда больше всего стреляли и было больше паники. Люди вообще не знали, что делать.
Некоторое время в городе не было света и воды. В селе, пострадавшем от обстрела в первый день, 5 дней не было воды, света. 25 февраля в город заехало больше всего техники. А я еще и живу на выезде из города, так у моего дома было большое скопление техники. В тот же день я впервые укрылась в подвале» , – вспоминает девушка.
Она также отмечает, что даже несмотря на опасность в городе, ее семья никуда не планировала уезжать, потому что "здесь у нее все", а ехать некуда.
Когда люди увидели, что город практически никто не охраняет, начались мародерства. Екатерина вспоминает, что местные создали чат "Мародёры Мелитополя", куда присылали фото воров. В этом чате парень девушки узнал своего одноклассника.
"Люди из села ехали в город грабить. Выносили все: бытовую технику, золотые украшения. У нас был магазин Apple – его люди разнесли. У меня возле дома "АТБ" – оттуда люди тележками вывозили все. Если бы люди не мародерили, то запасов пищи хватило бы на месяц, если не дольше» , – вспоминает девушка.
Ограбленный магазин "I Club" Ограбленный магазин "I Club"
Сейчас ситуация с продуктами улучшилась, овощи и фрукты стали более доступными. Их снабжают местные фермеры из района. Хлебобулочную и молочную продукцию тоже производят здесь. В город начали завозить лекарства, правда, из временно оккупированного Крыма. Оттуда также привозят колбасы, кофе, чай и т.д.
"Люди просто хотят жить"
Жители Мелитополя уже привыкли к пребыванию кафиров в городе. По словам Екатерины, российские военные ведут себя спокойно: если ты их не трогаешь – то они и тебя не трогают, только наблюдают.
"Некоторые местные даже обращались к россиянам, чтобы они помогли охранять магазины от мародеров. Другие жители города самостоятельно организовали "жену", которая следила за порядком в городе. По возможности здесь возобновляют работу частных заведений. Люди не могут вывести наличные. Терминал не выставляют, нужно платить наличными, а в банкоматах всегда очереди.
Бабушка рассказывала, как ее знакомая записалась в очередь какой-то 2000, чтобы получить наличные из банкомата. А в марте количество людей в очереди было больше 8000. Теперь у нас в городе есть наличные деньги под процент. Хочешь снять 1000 грн. – 5% за то, что ты выводишь эти деньги. Раньше было 10%, но впоследствии снизили" , – рассказывает девушка.
В обращении уже появлялись российские рубли. По словам Екатерины, гривну перестали завозить, а в городе открыли новый российский банк. Также здесь начали вводить российские сим-карты.
Очередь за российскими сим-картами. Фото Екатерины
"До недавнего времени здесь была только гривна, но теперь на ценниках продавцов обязаны указывать цену в гривнах и рублях. Помощь от Украины сюда не доходит, поэтому вынуждены брать российскую гуманитарку.
Люди просто хотят жить. Когда люди сидят без денег, без еды, без работы – ты будешь благодарен, потому что ты жив, а это самое главное» , – говорит девушка.
В конце апреля мэр временно оккупированного Мелитополя Иван Феодоров рассказал , что в городе участились случаи похищений людей.
"Недавно похитили отца моего знакомого. Сначала он (знакомый – ред.) ничего никому не рассказывал, а потом позвонил моему парню из другого номера и все рассказал. К ним домой просто пришли незнакомые, забрали технику (телефон его, мамы и отца, ноутбук) ) и самого отца» , – рассказывает девушка.
По словам Екатерины, вероятная причина его угона – контакты с работником СБУ.
"Сказали, что отец моего знакомого жил в одном доме с работником СБУ. Они дружили, общались часто. Возможно, они боятся, что СБУ-шник ему что-нибудь рассказал.
Жена этого похищенного мужчины ходила в комендатуру и спрашивала, знают ли они, что с ее мужем, а они ей: "Не волнуйтесь, все хорошо." И вот мне интересно: как они могут об этом знать, если они (комендатура – ред.) не были причастны к похищению? Куда его забрали – неизвестно, потому что связи с ним нет» , – дополняет девушка.
"Покоя нет: это уже переболело и просто знаешь, что нужно делать"
В Мелитополе обучение в школах официально закончилось 2 мая. Екатерина уже получила табель с отметками. Она говорит, что, несмотря на оккупацию, в городе были школы, которые возобновляли обучение и продолжали работу в очном режиме.
По ее словам, там произошло серьезное кадровое изменение, а директора школ, написавших заявление на увольнение, все равно продолжают работу. В школах обучение проходило по украинской программе и без изменений.
Несмотря на оккупацию, девушка продолжала готовиться к написанию национального мультипредметного теста вместе с репетиторами и на курсах, однако не будет сдавать этот экзамен из-за невозможности уехать из города. Признается: покоя во время подготовки не было и нет, потому что это все переболело и просто знаешь, что нужно делать.
Я три года шла к поступлению в Харьковский юридический университет им. Ярослава Мудрого, в этом году я окончательно убедилась в том, что хочу поступать именно туда. Хотела туда поступить на специальность "Международное право". Я все-таки не оставляю надежды, что я таки вступлю туда и буду учиться там» , – делится Екатерина.
Однако со вступлением в Харьков есть трудности: если сдавать упрощенное ВНО – нужно выехать в Запорожье, поскольку на оккупированных территориях тест сдать невозможно.
Впрочем, выехать в Запорожье крайне сложно из-за постоянных обстрелов, а 12 июля мэр Мелитополя заявил , что выезд из Васильевки заблокирован, чтобы не допустить контрнаступления ВСУ.
Девушка делится: планы на это лето были совсем другие. Ее папа планировал ехать на заработки, чтобы заработать ей на обучение. Он очень поддерживал идею вступления именно в Харьков. Сейчас папа потерял работу. Он работал в Мариуполе фермером. Денег для учебы нет. Однако МОН уверяет , что студенты-контрактники будут освобождены от оплаты за обучение.
"Уехать не могу, потому что родители не хотят, чтобы я ехала под обстрелами. Они говорят: "Ты у нас одна, твоя жизнь дороже." Теперь, наверное, если не удастся вступить в Харьков, то постараюсь вступить в Крым. нет возможности уехать финансово. А Крым – это близко и безопаснее, чем остаться здесь" , – делится Екатерина.
Однако надежда на поступление в Харьковский университет еще есть, так как поступить из временно оккупированных районов теперь можно по результатам собеседования.
Довоенный Мелитополь. Фото Екатерины
"Скучаю по возможности выбора"
Девушка рассказывает, что держать себя в покое помогает ей возвращение к привычной жизни. Когда можно посвятить себе вечер, прогуляться по парку, выпить кофе. Первая неделя была чрезвычайно стрессовой, но впоследствии, когда оправилась от шока, девушка стала чаще выходить на улицу и больше гулять.
Екатерина говорит, что очень унывает из-за ограничений во времени через комендантский час . Она вспоминает, как все ее любимые магазины и другие заведения включали свои вывески, и город светился. Теперь такого нет, потому что многие закрылись и вряд ли уже откроются.
"Очень хочется гулять без взглядов "зеленых человечков". Скучаю по возможности выбора. Сейчас его гораздо меньше. Верьте в лучшее. Здесь можно вставить цитатку "contra spem spero" – это будет метко" , – делится девушка.