Обратили внимание на полупустые трибуны в начале матча Россия – Швеция на Евротуре? А ведь все билеты были давно распроданы.
Куда же делись люди? А люди в это время стояли в пробках на подъезде к Адлеру. То есть один-единственный матч на "Большом" оказался способен парализовать транспортную инфраструктуру Сочи. И это за 50 дней до открытия Олимпиады. Что же будет после открытия?
В субботу и воскресенье, вроде бы, стало полегче. Во-первых, нерабочий день и транспортный поток уменьшился. Во-вторых, постоявшие в пробках и приехавшие к шапочному разбору поумнели и отправились на хоккей заблаговременно. И всё-таки…
Это был один-единственный хоккейный матч, куда пытались попасть 12 тысяч зрителей. А на Олимпиаде их будет, по заверению организаторов, ровно в 100 раз больше. То есть 1,2 миллиона. Не считая тех самых местных жителей, которые в четверг стояли в пробках. И как они смогут разойтись-разъехаться?
Понимаете? Они, французы, ради СВОЕГО президента побоялись ломать расписание. А мы, в Сочи, ради ЧУЖОГО перекрыли к чёртовой бабушке всё воздушное пространство на юге страны, отправили уйму самолетов на запасные аэродромы в Краснодар и Анапу.
Но это ещё далеко не всё. В четверг на матче Россия – Швеция не было ни одного должностного лица, ради комфортного попадания которого на работу и с работы каждый раз перекрывают пол-Москвы. А на Олимпиаде, предполагается, они будут почти все. Или кто-то всерьёз полагает, что Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко или, скажем, Сергей Нарышкин будут плестись в общей очереди между журналистскими шаттлами и местными таксистами? Я уж не говорю о президенте.
Но и это ещё не всё. На Олимпиаде будет множество лидеров иностранных государств. Как у нас их встречают, приведу лишь пару примеров, с которыми столкнулся сам и прочувствовал на собственной шкуре.
В первый раз это было как раз в Сочи, где пришлось три часа просидеть в раскалённом самолёте, поскольку к нашему президенту, отдыхавшему в Красной Поляне, прилетел его французский коллега. И лишь после того, как самолёт с французским флагом заехал на стоянку, выключил двигатели и кортеж рванул за пределы аэропорта, дали отмашку и лайнеры стали по очереди выруливать на взлёт. Очередь к тому времени накопилась десятка в два самолётов. Потом, уже в Москве, посмотрел новости: дикторы взволнованными голосами рассказывали, что Жак Ширак опоздал на три часа. Поскольку диспетчеры аэропорта имени Шарля де Голля не могли в сжатом графике найти "окно" для президентского лайнера. А ломать расписание (вот сволочи!) отказались из-за опасения многомиллионных исков.
Понимаете? Они, французы, ради СВОЕГО президента побоялись ломать расписание. А мы, в Сочи, ради ЧУЖОГО перекрыли к чёртовой бабушке всё воздушное пространство на юге страны, отправили уйму самолётов на запасные аэродромы в Краснодар и Анапу и заставили несколько тысяч своих граждан жариться в самолётах и аэропортах.
Это когда ради прилетевшей в Москву на празднование юбилея НАШЕЙ победы госпожи Ангелы Меркель (канцлера государства, если кто не знает, вдрызг ту войну проигравшего) автору этих строк в компании вытянувшихся на полстолицы автомобилистов пришлось два с половиной часа сидеть в пробке, поскольку ради нее перекрыли добрую четверть МКАДа. И нам было совершенно непонятно, кто же победил в той давней войне?
Если кто-то думает, что на Олимпиаде будет по-другому, вот вам второй пример, ещё веселее. Он произошёл несколько лет назад, 8 мая, вгоняя в когнитивный диссонанс всех, знакомых с историей Второй мировой войны. Это когда ради прилетевшей в Москву на празднование юбилея НАШЕЙ победы госпожи Ангелы Меркель (канцлера государства, если кто не знает, вдрызг ту войну проигравшего) автору этих строк в компании вытянувшихся на полстолицы автомобилистов пришлось два с половиной часа сидеть в пробке, поскольку ради неё перекрыли добрую четверть МКАДа. И нам было совершенно непонятно, кто же победил в той войне.
Ну и напоследок можно вспомнить знаменитый "поезд дружбы" корейского диктатора Ким Чен Ира, из-за которого в разгар летних отпусков на две недели парализовало всю Транссибирскую магистраль, а рекорд задержки поезда Новосибирск-Москва составил 9 дней.
И вот представьте себе картину: соберутся, скажем, президенты Швеции и Швейцарии на хоккей, в "Шайбу", а наше руководство в это же время в "Большой" из Красной Поляны поедет. И кто из простых смертных до хоккея вовремя доберётся?
И мы ещё не учитываем маленький фактик под названием "Безопасность высших государственных лиц", коих, как уже было сказано, в небольшом городе Сочи соберётся немало. Вы полагаете, меры безопасности на время Олимпиады будут ослаблены? Тогда ещё один пример.
Ельцинское время, разгул демократии и либерализма. 1999 год. Автор этих строк тогда жил в доме, окна из которого выходили на Новодевичье кладбище Москвы. Обычный дом, обычные люди. Похороны жены первого президента СССР Михаила Горбачёва с участием первых лиц государства. А накануне во все квартиры постучали неприметные люди в штатском. Они не просили, не советовали, они предупреждали: "Окна зашторить. В окна не выглядывать. Снайперы работают на поражение". Честно говоря, не возникло желания проверить, пугают люди в штатском или говорят правду, предпочёл провести рабочий день в редакции, предварительно плотно зашторив окна. А вот соседи, живущие в этом доме давно, рассказывали, что двери квартир с незашторенными окнами вышибали легко и непринужденно. Без всяких ордеров и прокуроров. Потому что для службы охраны любой страны безопасность охраняемого лица не просто стоит на первом месте, а является единственной обязанностью, по сравнению с которой все остальные жизни – ничто. По крайней мере, так происходит у нас, и нам приходится жить по этим законам.
Наш коллега Дмитрий Ерыкалов в апреле этого года уже работал в Сочи, на юниорском чемпионате мира. В том числе и на первом матче сборной России с командой США, который посетил наш президент. Когда к Ерыкалову вернулась способность говорить, он описал все эти бесчисленные проверки, все эти металлодетекторы, собакообнюхивания, "снимите обувь", "включите ноутбук", "выключите ноутбук", "включите диктофон", "включите фотоаппарат", "туда не смотреть", "сюда не фотографировать" одним веским словом. Им называется один полярный зверёк, который иногда приходит худым, но чаще всего полным. И это – с журналистами, отношение к которым по сравнению с обычными болельщиками, считайте, доброе и приветливое.
Ну и напоследок можно вспомнить знаменитый "поезд дружбы" корейского диктатора Ким Чен Ира, из-за которого в разгар летних отпусков на две недели парализовало всю Транссибирскую магистраль, а рекорд задержки поезда Новосибирск-Москва составил 9 дней.
А на Олимпиаде всё будет гораздо веселей. Читатели, конечно, могут спросить, к чему это всё? Не знаю, как мои коллеги, хоккейные руководители из других изданий, но я своим подчинённым настоятельно порекомендую взять с собой на Олимпиаду спальные мешки, запас еды побольше и никуда из "Большого" и "Шайбы" до закрытия Игр не выходить. Ни на шаг!
А в море они и после церемонии закрытия искупаются. Если, конечно, им ФСО разрешит.