Казалось бы, американские и японские фирмы не могут взаимодействовать с Федеральной службой безопасности России. И тем не менее, у них есть общие интересы на рынке сигарет. Philip Morris (США) и Japan Tobacco (Япония) сбывают свою продукцию через структуры, которые связаны не только с ФСБ, но и лично с Николаем Патрушевым, бывшим директором службы и многолетним соратником Владимира Путина, выяснил «Проект».
Главными фигурами в этой схеме являются миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Они зарабатывают на продаже западных сигарет и алкоголя, а тратят — на содержание ФСБ и производство оружия. Даже война и санкции не мешают им богатеть и любить заграницу.
Как ФСБ помогает западным фирмам зарабатывать на россиянах
Игорь Кесаев и Сергей Кациев — уникальные миллиардеры. Они зарабатывают на продаже западных сигарет и алкоголя, а тратят — на содержание ФСБ и производство оружия. Даже война и санкции не мешают им богатеть и любить заграницу
Как в России появились табачно-алкогольные короли
Каким образом Кесаев и Кациев спонсируют убийц и лжецов
Как спонсоры ФСБ умудрились сохранить бизнес в Украине
Почему спонсоры войны предпочитают жить и отдыхать на Западе
Единственный продавец сигарет от западных корпораций Philip Morris и Japan Tobacco — компания «Мегаполис» — оказался связан с ФСБ и лично с бывшим главой ведомства Николаем Патрушевым, выяснило издание «Проект». Заработанные деньги владельцы «Мегаполиса» тратят на содержание бывших и нынешних сотрудников ФСБ. Они также, вероятно, до сих пор зарабатывают на табачном рынке в Украине.
После начала войны в Украине на российском рынке по-прежнему остаются две табачные компании, которые производят большинство потребляемых россиянами сигарет — Philip Morris (США) и Japan Tobacco (Япония). Сбытом их продукции занимается компания «Мегаполис» миллиардеров Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Они являются также крупными игроками на рынке алкоголя: им принадлежат «Красное&Белое» и «Бристоль».
Philip Morris и Japan Tobacco в 2013 году стали каждый совладельцем 20% акций «Мегаполиса», однако в июне 2024-го компанию Кесаева и Кациева внесли в список экономически значимых организаций: по законам военного времени западные корпорации сейчас лишены права голоса и не могут получить дивиденды от «Мегаполиса».
Главной связью миллиардеров с семьей Патрушева оказался Владимир Анисимов — председатель совета директоров завода им. Дегтярёва и вице-президент по безопасности группы «Меркурий». Военный завод им. Дегтярёва Кесаев и Кациев взяли под контроль в 2005-м. «Меркурий» — компания Кесаева еще из начала 90-х, через которую он и начал ввозить в Россию западные сигареты.
Анисимов служил в КГБ Карелии, где сначала был водителем, а затем и адъютантом Николая Патрушева. После переезда Патрушева в Москву Анисимова назначили его заместителем, начальником службы внутренней безопасности ФСБ.
С Кесаевым Анисимов был знаком как минимум с 2003 года, когда они присутствовали на награждении церковными орденами Сергия Радонежского за строительство церкви проповедника Платона Студийского в архангельской деревне Подомо. Инициатором строительства оказался Николай Патрушев. Анисимов как минимум с 2009-го числится в руководстве кесаевских фирм.
Кесаев и Кациев финансируют также внебюджетные расходы сотрудников спецслужбы. Специально для этого был создан фонд «Монолит» в 2003 году. Его вице-президентом стал бывший сотрудник 3-го управления военной контрразведки ФСБ Юрий Халтурин, третий «строитель церкви Патрушева».
С 2006-го «Монолит» и Кесаев совместно владеют санаторием имени Михаила Фрунзе в Сочи, известным как место отдыха сотрудников ФСБ. В совет директоров санатория входил брат Николая Патрушева — Виктор.
В 2007 году Кесаев выкупил 22 земельных участка на Рублевке, где у ФСБ располагался ведомственный детский сад, а затем их приватизировали сотрудники спецслужбы. Сделка обошлась Кесаеву в $50 млн: по сути он под видом обычных сделок перечислил генералам ФСБ в среднем по $2,5 млн каждому, при этом последние не платили за участки по рыночным ценам. Сейчас на этой территории находится усадьба Кесаева.
Кесаев связан также и с семьей зампреда правительства Дмитрия Патрушева — сына бывшего главы ФСБ. В 2014-м в башню «Меркурий» в Москва-Сити, которая принадлежит Кесаеву, въехал офис телеканала World Fashion. Его директором и совладельцем была Марина Артемьева, фактическая жена Патрушева-младшего.
В обмен на финансирование ФСБ неоднократно помогало бизнесменам, оказывая силовую поддержку в борьбе с конкурентами. Например, в 2018-м в компании «Красное&Белое» прошли обыски с участием ФСБ. Владелец сети тогда отказывался от слияния с сетью «Бристоль» Кесаева и Кациева, но под давлением силовиков сдался.
Фирма «Мегаполис» по-прежнему продолжает быть дистрибьютором не только табачных изделий, но и напитков Red Bull, кофе от Lavazza и товаров Reckitt Benckiser (например, презервативы Durex и Contex).
При этом еще в 2013 году Кесаев и Кациев под брендом «Мегаполис-Украина» зашли на рынок в Украине. Спустя три года они контролировали уже почти 99% украинского рынка табачных изделий. В 2015 году долю «Мегаполиса» в Украине переписали на компании, за которыми стояли британцы Ричард Фенхаллс и Ричард Тейлор-Даксбери. Источники «Проекта» утверждают, что оба иностранца являются лишь номиналами Кесаева и Кациева.